Публикация «PERSPICILLUM» 19(19) 17 октября 2024 год

СЛЕДСТВИЕ ВЕЛИ... ИСКУССТВОВЕДЫ.
Часть III – Экспертиза.

... продолжение, начало – часть I.

Искусствоведческие экспертизы не имеют яркую эмоциональную окраску. Это повествование о личностях и деяниях фигурантов нашего расследования может рождать целую гамму чувств и переживаний, рисовать в нашем воображении «картины» прошлого, которые иногда, в действительности, могли быть иными. В экспертизах только «сухие» факты имеют значение. Зато мы получаем достоверные ответы на наши вопросы об авторстве интересующих нас портретов.

Не будем утомлять читателя перечислением подробных показателей проведённых экспертиз, ограничимся лишь основными положениями и выводами.

Первоначально необходимо было изучить технику живописи Николая Ивановича Аргунова для определения общей базы, относительно которой, в дальнейшем, можно было бы провести сравнительный анализ конкретного произведения.

Первое масштабное изучение творческого наследия Николая Ивановича Аргунова состоялось в 1962 году. Советский искусствовед, реставратор А.В. Виннер и советский художник, педагог А.И. Лактионов провели исследование 40 портретов Аргунова. Полученные данные и сделанные выводы, в том же году, были опубликованы издательством «Искусство» в статье «Техника портретной живописи Н.И. Аргунова».

Второе крупное исследование с изучением 34 портретов было проведено экспертами Государственной Третьяковской галереи И.Е. Ломизе и В. Ивановым в 1971 году на выставке в залах Останкинского дворца-музея, посвящённой 200-летию со дня рождения Н.И. Аргунова. Выставка дала возможность провести разносторонние исследования портретов различных периодов творчества художника. При этом наряду с традиционным стилистическим анализом было впервые широко применено рентгенографирование произведений. В результате были получены новые данные об эволюции техники живописи Аргунова.

В исследовании 1962 года техника живописи Николая Аргунова рассматривалась как нечто постоянное, не менявшееся во времени. Сравнительный стилистический и рентгенографический анализ портретов в 1971 году позволил выделить три периода в творчестве художника, каждый из которых характеризуется заметными изменениями в технике живописи.

Первый период творчества Н.И. Аргунова ограничен концом 1780-х и началом 1800-х годов. Именно в это время Николай Аргунов становится вполне самостоятельным художником со свойственной ему индивидуальной манерой письма. В стилистическом отношении первый период творчества художника характеризуется светлым холодным телесным цветом и использованием холодных зелёных или серых теней в моделировке лица. Фигуры на портретах, и особенно голова, массивны и занимают в плоскости холста значительное место. Типичным в этом отношении является «Портрет Ивана Якимова в виде Амура». Выделенное светом лицо моделировано подчёркнуто-холодными зелёными тенями. Фактура красочного слоя гладкая, почти эмалевая.

Интересные данные о технике живописи в этот период даёт рентгенограмма портрета. Он написан на плотном средней зернистости холсте прямого плетения. Небольшая рентгенографическая плотность грунта, применяемого художником, позволяет видеть чёткое изображение красочного слоя. По рентгенограмме легко проследить, как художник пишет лицо портретируемого. Так как в краски введено значительное количество белил, лицо отчётливо выделяется на фоне. Благодаря тому, что рентгенограмма фиксирует корпусные мазки, скрытые последующими лессировками, можно видеть всю систему живописной лепки лица. Мазок кладётся по форме щёк, носа, глаз, рта, имея в зависимости от этого более прямые или более закруглённые очертания. На большей части лба направление мазков диагонально, слева направо вниз. Эти мелкие, чередующиеся мазки дают на рентгенограмме отличительную и характерную для Николая Аргунова картину фактурной лепки лица.

Рентгенограмма передаёт и другие особенности техники живописи художника. Так детали отделки костюма написаны фактурно, краской с большим добавлением белил, резкими свободными мазками, тонкой кистью. На изображении же самого костюма мазок плавный. Фон написан сглажено. Технические особенности, отмеченные на этом портрете, прослеживаются на протяжении всего первого периода творчества художника и дают надёжный материал для атрибуций его произведений.

Портрет Ивана Якимова в виде Амура
«Портрет Ивана Якимова в виде Амура», Аргунов Н. И., 1790 г.

Второй период начинается с рубежа XVIII – XIX веков и продолжается до второй половины 1810-х годов. Для Н.И. Аргунова это время поисков новой художественной системы. Цвет лиц на его портретах становится тёплым, красноватым. В их моделировке появляются коричневые тени, а серые получают новое звучание вследствие наложения их на красноватый телесный цвет. В композиции портретов меняется масштаб фигуры. Мельче становится голова. Средствами цвета и света художник выделяет лицо. Фигура остаётся в тени, но её контур и объем легко охватываются взглядом.

В техническом отношении поиски новых живописных приёмов, как показывают рентгенограммы, проявились в постепенном изменении состава грунта, в который художник вводит теперь значительное количество белил, и в переходе к более тонкой живописи. Характер мазка, его форма и направление остаются прежними. За редким исключением художник продолжает пользоваться среднезернистыми холстами прямого плетения. Рентгенографическое изображение красочного слоя в этот период остаётся отчётливым, но начинает пропадать ясное очертание мазка. Характерным произведением второго периода можно назвать «Портрет неизвестного во фраке (граф Ф.В. Ростопчин?)».

Портрет неизвестного во фраке
«Портрет неизвестного во фраке (граф Ф.В. Ростопчин?)», Аргунов Н. И., 1815 г.

Последний, третий, период, продолжавшийся до смерти художника, характеризуется очень плотными в рентгенографическом отношении грунтами и общей сглаженной живописью с отдельными фактурно написанными деталями. Изменений в выборе холста не происходит.

Для уточнения характеристики грунтов был применён химический анализ. Он показал, что на протяжении всего творческого пути Н.И. Аргунов пользовался преимущественно двухслойными грунтами. Причём в нижнем слое характерно применение охры на эмульсионном связующем, а в верхнем – белил, иногда с примесью мела, тоже на эмульсионном или масляном связующем. Сопоставление данных химического анализа с рентгенографическим исследованием позволяет утверждать, что постепенно меняется количественный состав грунта: в нем увеличивается процентное содержание свинцовых белил. На рентгенограммах с произведений этого периода красочный слой плохо виден. Градация между светом и тенью незначительная, мазок едва различим или невидим совсем. Показательным в этом отношении можно считать «Портрет Матрёны Ивановны Соколовой». Для стиля художника последний период творчества не принёс ничего нового. Тот же красноватый цвет кожи, те же тени при моделировке лиц, то же световое решение. Но живопись становится суше, жёстче.

Портрет Матрёны Ивановны Соколовой
«Портрет Матрёны Ивановны Соколовой», Аргунов Н. И., 1820 г.

Имея общее представление о технике живописи Николая Ивановича Аргунова, эксперты приступили к исследованию интересующих нас портретов-близнецов.

Экспертиза портрета Прасковьи Ивановны Шереметевой из музея-усадьбы «Кусково» показала полное соответствие живописной техники портрета с техникой Н.И. Аргунова начала второго периода творчества.

Портрет Шереметевой из Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина имел существенное отличие. Были зафиксированы изменения в пропорциях лица: укорочен и выпрямлен нос, уменьшен и изменён в рисунке рот, подбородок, несколько смягчён рисунок бровей и овала лица. В результате всех этих изменений лицо стало миловидней, но утратило характерную выразительность, свойственную лицу Прасковьи Ивановны на всех портретах, созданных Николаем Ивановичем Аргуновым. Складки белого платья на портрете моделированы без учёта рефлексов от красной шали.

Сравнительное исследование рентгенограмм двух портретов П.И. Шереметевой показало, что точек соприкосновения в технических приёмах их исполнения нет. Так изображение лица на рентгенограмме портрета П.И. Шереметевой из театрального музея строится на совершенно ином понимании формы и иными средствами, чем это делает Н.И. Аргунов. Если Аргунов во всех своих работах нагружает белилами более всего лицо и оно хорошо читается на рентгенограмме, то на портрете из театрального музея, наоборот, лицо написано с таким же добавлением в краски белил, как и фон, в результате чего изображения лица и фона на рентгенограмме фактически сливаются. То же можно сказать и относительно изображения кружев на чепце. Как показывают рентгенограммы, все мелкие детали, такие, как кружева, камни на медальонах, цепочки и т. п. Аргунов пишет мелкими мазками, фактурно, с большим добавлением белил в краску. На портрете из театрального музея кружева чепца, цепочка, камни медальона написаны гладко, почти без добавления белил, в результате чего они на рентгенограмме не видны.

Рентгенограмма с портрета П.И. Шереметевой
Рентгенограмма с портрета П.И. Шереметевой, выполненная в 1971 году.

Заключение экспертов однозначно – подход к решению живописных задач у художника, писавшего портрет из Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, противоречит принципам живописи Н.И. Аргунова, и поэтому данный портрет считать принадлежащим кисти Аргунова невозможно.

Таким образом, к середине 1970-ых годов, из всех портретов П.И. Шереметевой-Жемчуговой, приписываемых кисти Н.И. Аргунова, достоверно атрибутированы были только три портрета – поясной портрет с гребнем в чёрных, вьющихся волосах из Государственного исторического музея, поколенный портрет в красной шали и ростовой портрет в полосатом халате из музея-усадьбы «Кусково».

Но на этом история с портретами П.И. Шереметевой-Жемчуговой, созданных Н.И. Аргуновым, не заканчивается.

Продолжение следует... Часть IV