Top.Mail.Ru
Публикация «PERSPICILLUM» 17(17) 30 октября 2024 год

СЛЕДСТВИЕ ВЕЛИ... ИСКУССТВОВЕДЫ.
Часть I – Портреты-близнецы.

Кто такие искусствоведы, наверное, объяснять никому не надо. В общем смысле это проводники в мире искусства. Как и многие профессии, искусствоведение имеет несколько специализаций. Есть «искусствоведы-эксперты» – изучают теорию, практику и историю искусств, исследуют направления, сравнивают стили, определяют тенденции в художественном творчестве. Есть «искусствоведы-экскурсоводы» – здесь всё понятно – проводят различные экскурсии, сопровождая их рассказами об экспонатах и авторах. Есть «искусствоведы-кураторы» – тоже всё ясно – организуют и продвигают выставочные проекты... И есть «искусствоведы-криминалисты» – а вот здесь разбирает любопытство – возникает желание познакомиться с результатами какого-нибудь расследования.

Конечно, наименования специальностей довольно условные, как и то, что далеко не всегда в своей деятельности искусствоведы придерживаются ограничений, наложенных специализациями – в жизни многие искусствоведы «многостаночники». В нашем случае речь пойдёт о работе «искусствоведов-криминалистов» не связанных с «компетентными органами». В приведённом ниже расследовании не будет погонь, стрельбы, шантажа и прочих «прелестей» криминальных преступлений. Но от этого оно, надеемся, не станет менее захватывающим.

Начитавшись и насмотревшись детективов, многие сразу подскажут с чего нужно начинать раскрытие любого преступления. Прежде всего, это состав преступления, место и время его совершения. Затем собирают улики, устанавливают фигурантов дела, определяют связи между ними, опрашивают свидетелей, проводят различные экспертизы и т.д. Часто в результате расследования возникают вновь открывшиеся обстоятельства, и дело принимает новый оборот. Не будем и мы нарушать традицию, пойдём по этому пути.

Итак, начнём.

Вернёмся в конец 1960-х начало 1970-х годов – во времена нашего расследования. В двух разных московских музеях находятся две почти идентичные картины. Речь идёт о портретах П.И. Шереметевой, приписываемых кисти художника Н.И. Аргунова, с предположительной датировкой начало XIX века. Что это – картина автора и её авторское повторение или это абсолютно разные художники? А может Аргунов вообще не имеет отношение к их созданию?

Два портрета П.И. Шереметевой
Два портрета П.И. Шереметевой, слева – из музея-усадьбы Кусково, справа – из театрального музея имени А.А. Бахрушина.

Первый портрет находится в усадьбе «Кусково», ныне входящей в Государственный дворцово-парковый музей-заповедник «Останкино и Кусково». До Октябрьской революции усадьба принадлежала старинному дворянскому роду Шереметевых, и первые упоминания о ней, как о боярской вотчине, относятся ещё к XVI веку. После женитьбы в 1743 году на Варваре Алексеевне Черкасской, богатой наследнице, единственной дочери князя Алексея Михайловича Черкасского, Пётр Борисович Шереметев стал одним из самых богатых помещиков в России и начал строительство в Кусково летней загородной увеселительной резиденции. Наибольшую известность резиденция приобрела благодаря оперным и балетным постановкам в находившемся там крепостном театре. Шереметевской труппой восхищались как в России, так и за её пределами. На момент написания портрета П.И. Шереметевой владельцем усадьбы являлся граф Николай Петрович Шереметев, сын Петра Борисовича Шереметьева.

Музей-усадьба «Кусково»
Музей-усадьба «Кусково» — бывшее имение графов Шереметевых.

Второй портрет принадлежит Государственному центральному театральному музею имени А.А. Бахрушина, он же бывший «Литературно-Театральный музей Императорской Академии наук». Музей был основан в 1894 году известным русским купцом, меценатом и благотворителем Алексеем Александровичем Бахрушиным. Первоначально основу экспозиции составляли литературные, театральные и музыкальные коллекции из его частного музея. Особняк, являющийся главным зданием музея, был построен в 1896 году и здесь долгое время жила семья Бахрушиных. В 1937 – 1938 годах здание музея было расширено и надстроено.

театральный музей имени А. А. Бахрушина
Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина.

Приведённая информация уже даёт нам возможность выявить первых фигурантов расследования. Их четверо: художник Николай Иванович Аргунов (1771 – после 1829 гг.), портретируемая графиня Прасковья Ивановна Шереметева (1768 – 1803 гг.) и два бывших владельца портретов – граф Николай Петрович Шереметев (1751 – 1809 гг.) и купец Алексей Александрович Бахрушин (1865 — 1929 гг.).

Сразу обращает на себя внимание тот факт, что даты жизни Бахрушина по времени не совпадают с датами остальных трёх фигурантов, в реальной жизни он с ними встретиться не мог, а значит, к расследованию имеет косвенное отношение. К нему есть только один вопрос – как интересующий нас портрет попал в его коллекцию? Зная принципы формирования коллекции, мы можем получить предположительный ответ.

Первые важные экспонаты молодой Алесей Бахрушин приобрёл на Сухаревском рынке в Москве. За 50 рублей он купил 22 небольшие картины маслом, на которых были изображены люди в театральных костюмах. Когда картины были отданы на реставрацию, мастер предположил, что картины имеют отношение к шереметевскому театру. Впоследствии, будучи в гостях у Бахрушина и увидев эти полотна, граф Павел Сергеевич Шереметев (1871 – 1943 гг.) рассказал, что в 1780-х годах они были привезены его предком Николаем Петровичем Шереметевым из Парижа для пошива костюмов труппы крепостного театра. Из дворца в Кусково картины были украдены и таким образом оказались на Сухаревском рынке. Недаром русский и советский писатель, литературовед, драматург и краевед Москвы Владимир Алексеевич Гиляровский (1855 – 1935 гг.) говорил, что на барахолках Москвы можно найти все!

Другим важным источником пополнения коллекции были подарки. Вошло в традицию при посещении А.А. Бахрушина и его частного музея дарить памятные вещи, которые затем занимали свои места в музейной экспозиции. Не исключено, что и наш портрет мог оказаться в числе таких подарков.

Но вернёмся к оставшимся фигурантам.

Что мы знаем о графе Николае Петровиче Шереметеве? Представитель аристократического рода Шереметевых, покровитель искусств, меценат и музыкант. Один из богатейших людей в Российской империи, обер-гофмаршал, обер-камергер, действительный тайный советник, сенатор, директор Московского дворянского банка.

Портрет графа Николая Петровича Шереметева
«Портрет графа Николая Петровича Шереметева», Н.И. Аргунов. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург. Между 1798 и 1801 гг.

Главным делом своей жизни Н.П. Шереметев считал служение искусству – театру и музыке. Он прославился, как владелец одного из лучших крепостных театров России. Первоначально спектакли театра Шереметева давались на двух сценах, городской и усадебной, в Кусково. Талантливые крепостные музыканты и артисты шереметевского театра, число которых доходило до 95 человек, проходили обучение в Санкт-Петербурге и Москве. В 1792 – 1798 годах Шереметев выстроил театр в Останкино (поместье Шереметевых) – крупнейший крепостной театр того времени. Неоднократно Н.П. Шереметев лично принимал участие в постановках в качестве музыканта-виолончелиста.

Театром Николай Шереметев увлёкся ещё в детстве, участвуя вместе с великим князем Павлом Петровичем в детских спектаклях во дворце. В 1769 году отец отправил его в Лейденский университет (Нидерланды). Проведя там два года, молодой граф отправился путешествовать по Европе, знакомясь с местными театрами. Его интересовали и профессиональная подготовка актёров, и современное техническое оснащение сцены. В 1773 г. он вернулся в Санкт-Петербург, наездами бывал в Кусково. В 1777 г. отец передал ему в управление театральную труппу, и Шереметев-младший сам занялся подбором и обучением актёров.

О Прасковье Ивановне Шереметевой известно, что родилась она в семье кузнеца Ивана и дворовой Варвары Ковалёвых, крепостных князя Алексея Михайловича Черкасского, доставшихся Петру Борисовичу Шереметеву в качестве приданого после женитьбы на Варваре Алексеевне Черкасской. В 1775 году Прасковью взяли в господский дом и стали готовить в актрисы графского крепостного театра. Вначале она пела в хоре, а в 11 лет дебютировала в роли служанки в опере Гретри «Опыт дружбы». На сцену она вышла под именем Прасковьи Горбуновой – этот «псевдоним» появился благодаря отцу и его горбу. Спустя год Прасковья стала Жемчуговой – граф Шереметев решил сделать имена своих актрис и актёров более благозвучными.

Голос Прасковье Жемчуговой ставили итальянские певцы, драматическому искусству обучали русские актёры, она прекрасно танцевала, владела иностранными языками, играла на арфе, клавесине и гитаре. Обладая красивым драматическим сопрано широкого диапазона (похожими голосами обладали такие оперные дивы как Мария Каллас (1923 – 1977 гг.) и Галина Павловна Вишневская (1926 – 2012 гг.)), Прасковья Ивановна достигла невероятного успеха. Впечатлённая императрица Екатерина II, посетившая в 1787 году оперу Гретри «Самнитские браки», в которой Жемчугова играла роль Элианы, сделала ей ценный подарок – наградила алмазным перстнем.

Портрет Прасковьи Жемчуговой в роли Элианы
Неизвестный художник. Портрет Прасковьи Жемчуговой в роли Элианы, главной героини оперы «Самнитские браки» Гретри, именно эта роль сделала Прасковью знаменитой.

В 1797 году П. И. Жемчугова была вынуждена оставить сцену. Виной тому стал сырой климат Санкт-Петербурга, куда она переехала вместе графом Н. П. Шереметевым, у неё обострился туберкулёз и появились проблемы с голосом. В следующем году, в декабре 1798 года, Прасковья Ивановна и семья Ковалёвых получили «вольную» (освобождение от крепостной зависимости), а в 1801 году Жемчугова обвенчалась с графом Шереметевым и стала графиней Прасковьей Ивановной Шереметевой.

И наконец – Николай Иванович Аргунов. Живописец-портретист, талантливый представитель целой династии крепостных художников графа Шереметева, к которому, как и в случае с семьёй Ковалёвых, Аргуновы перешли от князя А.М. Черкасского в качестве приданого.

Наибольшую известность имеет Иван Петрович Аргунов (1729 – 1802 гг.), отец нашего фигуранта, который учился живописи у своего двоюродного брата, архитектора Фёдора Леонтьевича Аргунова (1716 – 1754 гг.) и немецкого живописца, ведущего портретиста елизаветинского барокко Георга Кристофа Гроота (1716 – 1749 гг.). В свою очередь, сам обладая незаурядным педагогическим талантом, И.П. Аргунов обучал живописи будущего директора Императорской Академии художеств А.П. Лосенко (1737 – 1773 гг.). Учениками Ивана Петровича были К.И. Головачевский (инспектор Воспитательного училища Академии), И.С. Саблуков (академик). Обучал он живописи и крепостных графа Николая Петровича Шереметева, и собственных сыновей – Павла, ставшего архитектором, Якова и нашего Николая, будущих живописцев.

Предположительно автопортрет Ивана Петровича Аргунова
Предположительно автопортрет Ивана Петровича Аргунова, отца Николая Аргунова. Конец 1750-ых, начало 1760-ых годов.

Родился Николай Аргунов в Санкт-Петербурге и первые 17 лет прожил здесь. Самостоятельно как живописец-портретист начал работать с конца 1780-ых годов в московских имениях Шереметевых, куда граф направил семейство Аргуновых в 1788 году. Написал целую серию портретов своих сверстников актёров театра. Портрет ведущей актрисы Прасковьи Жемчуговой он, видимо, написать тогда не решился или не получил на то разрешение графа.

В 1793 году, по распоряжению Н.П. Шереметева, Николай Аргунов вернулся в Санкт-Петербург для совершенствования в живописи и копирования в Эрмитаже картин европейских художников для украшения интерьеров Останкинского дворца. Начиная примерно с 1795 года, почувствовал в себе уверенность – кроме копий, начал писать самостоятельные работы. Круг его портретируемых по их социальному статусу был достаточно высок: портреты статс-секретаря Екатерины II и его супруги (1795 г.), а в августе 1797 года начал писать парадный портрет императора Павла I для дворца в Останкино.

В 1816 году Николай Иванович Аргунов был освобождён от крепостной зависимости и был признан назначенным в академики Императорской Академии художеств. А в 1818 году он был избран академиком.

Как видим, все трое фигурантов нашего расследования были тесно связаны друг с другом – общие временные периоды, общие места пребывания, общие интересы.

Продолжение следует... Часть II