... окончание, начало – часть I.
Как это часто случается, информация и знания, полученные в ходе любого расследования, приводят к уточнениям и новым открытиям. Наше расследование не является исключением. Изучение в 1971 году технических особенностей живописи Николая Ивановича Аргунова привело к пересмотру времени создания широко известного портрета графини П.И. Шереметевой из Государственного исторического музея, первоначально относимого к 1801 году, ещё при жизни Прасковьи Ивановны.
Значительная рентгенографическая плотность грунта, сглаженная тонкая живопись, небольшая градация между светом и тенью на рентгенограмме портрета характерны для более позднего периода творчества Н.И. Аргунова.
В пользу новой датировки – вторая половина 1800-ых годов – говорят и некоторые особенности костюма, в который одета П.И. Шереметева. На рубеже первого и второго десятилетия XIX века происходят изменения в женской моде. Увеличивается размер декольте и меняется его форма – оно становится почти квадратным. Появляется большой воротник, помещённый близко к пройме. Легкие ткани типа кисеи сменяются более плотными, такими, как полотно, атлас, бархат. Именно новой моды платье – из плотной ткани, с глубоким декольте и высоким воротником – мы видим на портрете Прасковьи Ивановны. В результате, сегодня, дату создания портрета относят к промежутку между 1905 – 1907 годами, то есть уже после смерти графини.
Не так давно, в 2022 году, на официальном сайте Национального художественного музея Республики Беларусь появилась интересная информация, имеющая отношение к нашему расследованию. Речь идёт о находящемся в коллекции музея «Портрете неизвестной» неизвестного художника. Портрет поступил в музей из частного собрания М.Г. Гордеева в 1960 году.
«Неизвестная» на портрете удивительным образом похожа на графиню Прасковью Ивановну Шереметеву с портретов Н.И. Аргунова. Тот же выразительный взгляд с ярким белым бликом в правом уголке глаз на границе роговицы и зрачка – приём, характерный для всех произведений Николая Аргунова, автора лучших портретов Прасковьи Ивановны. То же состояние внешне спокойного доброжелательного человека, но закрытого для окружающих.
На портрете предельная простота интерьера, стол, книги, глухой фон, всё внимание художник сосредоточил на фигуре и лице, освещённых светом и выделенных цветом. Платье в контрасте с темно-зелёным фоном выполнено прозрачными светло-зелёными и серыми мазками по белому подмалёвку, лёгкий головной убор того же цвета с чётко обозначенным белым краем оттеняет смуглое лицо. Черные бархатные глаза с темными веками, коричневые тени по линии носа, под подбородком, такая же полоса между губами с ямочками в углах рта. Широкими свободными мазками художник пишет одежду, короткими – лицо по форме вокруг глаз и на носу. Всё напоминает живописную технику Н.И. Аргунова.
Как и в случае с портретом из Государственного исторического музея, время создания «Портрета неизвестной» помогает определить женская мода. Одежда портретируемой соответствует французской и английской моде в последнее десятилетие XVIII века. В основу моды конца XVIII века европейскими модельерами была положена простонародная одежда горожанок. Мода того периода была продиктована демократическими преобразованиями в период буржуазной французской революции 1788 – 1789 годов и экономическими проблемами, вызванными действиями Директории – высшего органа государственной власти первой Французской республики во время заключительного периода Великой Французской революции в 1795 – 1799 годах. «Простота и пренебрежение к одежде стало либеральным убеждением» в начале революции, в период Директории «отдельные элементы – чепец, платье, косынка – остаются, но они достаточно разнообразны». В 1795 году в моду входит платье с высокой талией, тогда же широко распространились кашемировые ткани, привозимые с Востока в Париж, Лондон, Петербург, в результате колониальных завоеваний Индии Великобританией. После казни Марии Антуанетты в 1793 году входит в моду причёска «á la Titus» с короткой стрижкой на затылке и вьющимися волосами на лбу, выпускаемыми из-под чепца. Такую же причёску мы видим на портрете неизвестной.
Рентгенологи Национального художественного музея Республики Беларусь дважды проводили технико-технологические исследования «Портрета неизвестной»: в 2001 году Ю.Ф. Моисеевым и Н.М. Кожух и дополнительно в 2008 году Е.В. Клячковской. Исследования показали, что портрет выполнен на среднезернистом ручной работы холсте полотняного переплетения. Имеет двухслойный грунт большой рентгенографической плотности. Нижний слой светло-розовый, тощиной 0,2–0,25 мм, содержит красную охру, мел, свинцовые белила. Верхний – белый, толщиной 0,08–0,1 мм, содержит свинцовые белила и мел. Красочный слой состоит из плотного подмалёвка и полупрозрачных завершающих слоёв. В результате проведённой ИК-спектроскопии в связующем красочного слоя была обнаружена яичная темпера, пигменты – красная охра, коричневая железосодержащая киноварь, органический чёрный.
Полученные данные позволяют сделать осторожный, предположительный вывод о том, что перед нами действительно портрет, созданный Николаем Ивановичем Аргуновым, относящийся ко второму периоду творчества художника, а именно к концу XVIII века. В общую картину не укладывается только высокая рентгенографическая плотность грунта – признак более позднего творческого периода Н.И. Аргунова.
Несмотря на отсутствие официального подтверждения авторства, велика вероятность, что «Портрет неизвестной» неизвестного художника из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь, на самом деле, является портретом великой артистки П.И. Шереметевой-Жемчуговой, принадлежащим кисти Н.И. Аргунова. Если в будущем такое подтверждение будет получено, то он станет четвёртым по счёту из достоверно атрибутированных портретов Прасковьи Ивановны Шереметевой-Жемчуговой, созданных Николаем Ивановичем Аргуновым – причём самым ранним прижизненным портретом графини.