... продолжение, начало – часть I.
Последнее восстановление фресок Сикстинской капеллы стало одним из самых грандиозных событий в мире искусства XX века. Реставрационные работы, с учётом заключительного этапа, продлились в общей сложности 19 лет. Но перед этим необходимо было ответить на главный вопрос, что делать – проводить консервацию или реставрацию?
В своей статье «Проблемы реставрации», опубликованной в 1981 году в сборнике «Восстановление памятников культуры», советский и российский литературовед, искусствовед, академик АН СССР Дмитрий Лихачёв (1906 – 1999 г.г.) писал: «Основная задача реставрации заключается не в том, чтобы вернуть реставрируемому объекту внешний облик, который он имел в тот или иной период своего существования, а чтобы продлить жизнь реставрируемого объекта. Реставрация есть не восстановление, а сохранение памятника. Нельзя подменять подлинный объект искусства его «макетом».
Мнение реставрационной группы Ватикана, в которую вошли известные реставраторы Джанлуиджи Колалуччи (главный реставратор), Маурицио Росси, Пьер Джорджо Бонетти, Бруно Баратти и другие, оказалось иным. В 1980 году, руководствуясь основными принципами, сформулированных и установленных в 1978 году генеральным директором папских памятников, музеев и галерей Карло Пьетранджели (1912 – 1995 г.г.) в «Правилах реставрации произведений искусства», было принято решение о проведении общей реставрации с максимально возможным удалением поздних вмешательств.
До принятия такого решения, в течение шести месяцев 1979 года, группа провела большую научно-исследовательскую работу по анализу состава и состояния фресок, изучению живописных техник, подбору простых, безвредных, обратимых реставрационных материалов и методов их использования. Были опрошены члены группы, которые занимались реставрацией Сикстинской капеллы в 1930-х годах. Джанлуиджи Колалуччи провёл серию экспериментов для выявления правильного подхода к реставрации, протестировав небольшие участки стенной фрески, имевшие сходные физические и химические свойства с техникой, используемой Микеланджело, с целью найти подходящий растворитель.
Исследование 1979 года показало, что весь интерьер капеллы, а в особенности потолок, были покрыты свечной копотью, содержавшей воск и сажу (аморфный углерод). Люнеты над окнами (основным источником вентиляции) были особенно запачканы дымом и городскими выхлопными газами. Стены капеллы были покрыты толстым слоем шерстяной пыли – следствие развески гобеленов, сотканных по эскизам прославленного итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти (1483 – 1520 г.г.).
Неустойчивость здания привела к растрескиванию потолка, а трещина в восточной надсводной части арки в сцене «Юдифь и Олоферн» была настолько большой, что её надо было заполнять кирпичами и строительным раствором перед покраской. Верхняя часть потолка из-за просачивания воды имела неровную поверхность, местами это привело к отложению солей строительного раствора, пузырению и вздутию поверхности фресок. Применение животного жира и растительных масел в ходе предыдущих реставраций, которые эффективно делали кристаллы соли прозрачными, оставили липкий слой, вбиравший в себя грязь. Селитра, просачивавшаяся через маленькие трещины, привела к появлению темных колец на поверхности, и эти пятна были необратимыми. На многих областях слои реставрационного лака и клея потемнели и стали непрозрачными.
Тщательный анализ показал, что под отложениями копоти, солей и структурными трещинами тонкая «живописная кожа» фресок Микеланджело сохранилась в отличном состоянии. Большая часть краски хорошо держалась и требовала лишь малого ретуширования. Штукатурка (интонако), на которой выполнялся рисунок, была найдена по большей части надёжной, поскольку предыдущие реставраторы укрепляли её бронзовыми скобами.
Из-за высоты потолка точный характер повреждений и проблем, с которыми могла столкнуться группа реставраторов, нельзя было полностью предсказать, пока не было принято решение о реставрации и не были установлены леса, с использованием первоначальных отверстий для «летящих» лесов Микеланджело. По словам Колалуччи, продолжающийся научный анализ и реакция реставраторов на конкретные проблемы были постоянной частью процесса.
Первый этап реставрации – работа над люнетами Микеланджело – прошёл с июня 1980 года по октябрь 1984 года. Затем началась реставрация потолка капеллы, закончившаяся в декабре 1989 года. Реставрация фрески «Страшный суд» завершилась в 1994 году и 8 апреля того же года римский папа Иоанн Павел II торжественно открыл обновлённую капеллу. После этого, на заключительном этапе, была проведена реставрация стенных фресок. Полностью реставрационные работы в капелле завершились 11 декабря 1999 года.
В ходе реставрационных работ были заделаны трещины и повреждения, угрожающие целостности штукатурки. Это делалось впрыскиванием поливинилацетатной смолы. Бронзовые скобы, использовавшиеся ранее для стабилизации поверхности в местах трещин, были удалены, а отверстия заполнены. Поверхности, которым угрожало дальнейшее разрушение из-за вздутия и шелушения, были подвергнуты консервации.
С помощью различных растворителей реставраторы удалили наслоения грязи, растительного и животного жира, лака и клея. Там где это было возможно, для удаления слоёв свечной копоти и сажи, отложившихся в капелле за 500 лет, применялась дистиллированная вода. Ретушь и перекраска предыдущих реставраций были удалены гелеобразным растворителем, который применялся в несколько этапов с определённой длительностью и смывался той же дистиллированной водой. Солевые отложения карбоната кальция были обработаны раствором диметилформамида.
Некоторые участки, для воссоединения изобразительного материала, были подвергнуты ретушированию акварелью. Эти участки хорошо отличимы текстурой с вертикальными мазками, они не видны на расстоянии, но легко распознаваемы как реставрационная работа при близком рассмотрении.
На последнем этапе для укрепления, защиты и возможности дальнейшей промывки поверхностей реставраторы применили слабый раствор акрилового полимера. Совсем небольшие участки были оставлены нереставрированными с целью поддержания физической истории предыдущих реставраций.
Каждый шаг процесса реставрации тщательно фиксировался фотографом Такаси Окамура, нанятого японской телевизионной сетью «Nippon Television», которая стала основным спонсором реставрационных работ, вложив 4,2 млн. долларов США и получившая эксклюзивные права на съёмку в капелле.
Также, в период реставрации, американской компанией «Carrier Global Corporation» в капелле была смонтирована система воздушного кондиционирования с целью противодействия различным проблемам, специфическим для капеллы (в частности – огромное количество посетителей). Климатическая система позволила не только стабилизировать температуру и относительную влажность в помещении, но и отфильтровывать бактерии и химические загрязнители. Плюс к этому появилась возможность держать окна капеллы в закрытом положении для уменьшения негативного влияния наружной среды.
Спустя годы после реставрации Джанлуиджи Колалуччи (1929 – 2021 г.г.) вспоминал: «Для каждого из нас наступает день, когда ничто уже не будет прежним. Для меня тем днём было 8 апреля 1994 года, когда папа Иоанн Павел II отслужил мессу в Сикстинской капелле. Я почувствовал себя так, словно в меня ударила молния, и внезапно понял две важные вещи: трансцендентную духовность картин Микеланджело и истинный смысл работы внутри Ватикана».
«Эта реставрация, знания и опыт реставраторов позволяют нам созерцать картины, как если бы нам дали шанс присутствовать на их первом показе», – так оценил работы, проведённые в капелле кардинал Эдмунд Шока, губернатор Ватикана.
Но вот ещё одна оценка авторитетного специалиста в области искусства, флорентийского художника американского происхождения Ричарда Серрина: «Реставрация фресок Микеланджело уничтожила их навсегда. То, что мы видим сейчас, не может вернуть их к жизни. Мы можем лишь громко говорить об этом, документируя ответственность ватиканских реставраторов, чтобы это не прошло незамеченным…».
Что не так с последней реставрацией?...
Продолжение следует... Часть IV