Публикация «PERSPICILLUM» 15(15) 08 октября 2024 год

ЗАЗЕРКАЛЬЕ МИКЕЛАНДЖЕЛО.
Часть III – Лихачёв или Пьетранджели?

... продолжение, начало – часть I.

Последнее восстановление фресок Сикстинской капеллы стало одним из самых грандиозных событий в мире искусства XX века. Реставрационные работы, с учётом заключительного этапа, продлились в общей сложности 19 лет. Но перед этим необходимо было ответить на главный вопрос, что делать – проводить консервацию или реставрацию?

В своей статье «Проблемы реставрации», опубликованной в 1981 году в сборнике «Восстановление памятников культуры», советский и российский литературовед, искусствовед, академик АН СССР Дмитрий Лихачёв (1906 – 1999 г.г.) писал: «Основная задача реставрации заключается не в том, чтобы вернуть реставрируемому объекту внешний облик, который он имел в тот или иной период своего существования, а чтобы продлить жизнь реставрируемого объекта. Реставрация есть не восстановление, а сохранение памятника. Нельзя подменять подлинный объект искусства его «макетом».

Дмитрий Сергеевич Лихачёв
Дмитрий Сергеевич Лихачёв, советский и российский литературовед, филолог-медиевист, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор, академик АН СССР, председатель правления Российского фонда культуры.

Мнение реставрационной группы Ватикана, в которую вошли известные реставраторы Джанлуиджи Колалуччи (главный реставратор), Маурицио Росси, Пьер Джорджо Бонетти, Бруно Баратти и другие, оказалось иным. В 1980 году, руководствуясь основными принципами, сформулированных и установленных в 1978 году генеральным директором папских памятников, музеев и галерей Карло Пьетранджели (1912 – 1995 г.г.) в «Правилах реставрации произведений искусства», было принято решение о проведении общей реставрации с максимально возможным удалением поздних вмешательств.

Карло Пьетранджели
Карло Пьетранджели, профессор археологии и директор Музеев Ватикана, Ватикан.

До принятия такого решения, в течение шести месяцев 1979 года, группа провела большую научно-исследовательскую работу по анализу состава и состояния фресок, изучению живописных техник, подбору простых, безвредных, обратимых реставрационных материалов и методов их использования. Были опрошены члены группы, которые занимались реставрацией Сикстинской капеллы в 1930-х годах. Джанлуиджи Колалуччи провёл серию экспериментов для выявления правильного подхода к реставрации, протестировав небольшие участки стенной фрески, имевшие сходные физические и химические свойства с техникой, используемой Микеланджело, с целью найти подходящий растворитель.

Исследование 1979 года показало, что весь интерьер капеллы, а в особенности потолок, были покрыты свечной копотью, содержавшей воск и сажу (аморфный углерод). Люнеты над окнами (основным источником вентиляции) были особенно запачканы дымом и городскими выхлопными газами. Стены капеллы были покрыты толстым слоем шерстяной пыли – следствие развески гобеленов, сотканных по эскизам прославленного итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти (1483 – 1520 г.г.).

Неустойчивость здания привела к растрескиванию потолка, а трещина в восточной надсводной части арки в сцене «Юдифь и Олоферн» была настолько большой, что её надо было заполнять кирпичами и строительным раствором перед покраской. Верхняя часть потолка из-за просачивания воды имела неровную поверхность, местами это привело к отложению солей строительного раствора, пузырению и вздутию поверхности фресок. Применение животного жира и растительных масел в ходе предыдущих реставраций, которые эффективно делали кристаллы соли прозрачными, оставили липкий слой, вбиравший в себя грязь. Селитра, просачивавшаяся через маленькие трещины, привела к появлению темных колец на поверхности, и эти пятна были необратимыми. На многих областях слои реставрационного лака и клея потемнели и стали непрозрачными.

Тщательный анализ показал, что под отложениями копоти, солей и структурными трещинами тонкая «живописная кожа» фресок Микеланджело сохранилась в отличном состоянии. Большая часть краски хорошо держалась и требовала лишь малого ретуширования. Штукатурка (интонако), на которой выполнялся рисунок, была найдена по большей части надёжной, поскольку предыдущие реставраторы укрепляли её бронзовыми скобами.

Из-за высоты потолка точный характер повреждений и проблем, с которыми могла столкнуться группа реставраторов, нельзя было полностью предсказать, пока не было принято решение о реставрации и не были установлены леса, с использованием первоначальных отверстий для «летящих» лесов Микеланджело. По словам Колалуччи, продолжающийся научный анализ и реакция реставраторов на конкретные проблемы были постоянной частью процесса.

Первый этап реставрации – работа над люнетами Микеланджело – прошёл с июня 1980 года по октябрь 1984 года. Затем началась реставрация потолка капеллы, закончившаяся в декабре 1989 года. Реставрация фрески «Страшный суд» завершилась в 1994 году и 8 апреля того же года римский папа Иоанн Павел II торжественно открыл обновлённую капеллу. После этого, на заключительном этапе, была проведена реставрация стенных фресок. Полностью реставрационные работы в капелле завершились 11 декабря 1999 года.

Сцена «Всемирный Потоп» с утраченным фрагментом неба
Реставратор Джанлуиджи Колалуччи во время работы. 1987 г.

В ходе реставрационных работ были заделаны трещины и повреждения, угрожающие целостности штукатурки. Это делалось впрыскиванием поливинилацетатной смолы. Бронзовые скобы, использовавшиеся ранее для стабилизации поверхности в местах трещин, были удалены, а отверстия заполнены. Поверхности, которым угрожало дальнейшее разрушение из-за вздутия и шелушения, были подвергнуты консервации.

С помощью различных растворителей реставраторы удалили наслоения грязи, растительного и животного жира, лака и клея. Там где это было возможно, для удаления слоёв свечной копоти и сажи, отложившихся в капелле за 500 лет, применялась дистиллированная вода. Ретушь и перекраска предыдущих реставраций были удалены гелеобразным растворителем, который применялся в несколько этапов с определённой длительностью и смывался той же дистиллированной водой. Солевые отложения карбоната кальция были обработаны раствором диметилформамида.

Некоторые участки, для воссоединения изобразительного материала, были подвергнуты ретушированию акварелью. Эти участки хорошо отличимы текстурой с вертикальными мазками, они не видны на расстоянии, но легко распознаваемы как реставрационная работа при близком рассмотрении.

На последнем этапе для укрепления, защиты и возможности дальнейшей промывки поверхностей реставраторы применили слабый раствор акрилового полимера. Совсем небольшие участки были оставлены нереставрированными с целью поддержания физической истории предыдущих реставраций.

Фигура пророка Даниила, до и после реставрации
Фигура пророка Даниила, до и после реставрации.

Каждый шаг процесса реставрации тщательно фиксировался фотографом Такаси Окамура, нанятого японской телевизионной сетью «Nippon Television», которая стала основным спонсором реставрационных работ, вложив 4,2 млн. долларов США и получившая эксклюзивные права на съёмку в капелле.

Также, в период реставрации, американской компанией «Carrier Global Corporation» в капелле была смонтирована система воздушного кондиционирования с целью противодействия различным проблемам, специфическим для капеллы (в частности – огромное количество посетителей). Климатическая система позволила не только стабилизировать температуру и относительную влажность в помещении, но и отфильтровывать бактерии и химические загрязнители. Плюс к этому появилась возможность держать окна капеллы в закрытом положении для уменьшения негативного влияния наружной среды.

Спустя годы после реставрации Джанлуиджи Колалуччи (1929 – 2021 г.г.) вспоминал: «Для каждого из нас наступает день, когда ничто уже не будет прежним. Для меня тем днём было 8 апреля 1994 года, когда папа Иоанн Павел II отслужил мессу в Сикстинской капелле. Я почувствовал себя так, словно в меня ударила молния, и внезапно понял две важные вещи: трансцендентную духовность картин Микеланджело и истинный смысл работы внутри Ватикана».

Сотворение Адама
Фрагмент потолка Сикстинской капеллы, Микеланджело, «Сотворение Адама», 1512 г.

«Эта реставрация, знания и опыт реставраторов позволяют нам созерцать картины, как если бы нам дали шанс присутствовать на их первом показе», – так оценил работы, проведённые в капелле кардинал Эдмунд Шока, губернатор Ватикана.

Но вот ещё одна оценка авторитетного специалиста в области искусства, флорентийского художника американского происхождения Ричарда Серрина: «Реставрация фресок Микеланджело уничтожила их навсегда. То, что мы видим сейчас, не может вернуть их к жизни. Мы можем лишь громко говорить об этом, документируя ответственность ватиканских реставраторов, чтобы это не прошло незамеченным…».

Что не так с последней реставрацией?...

Продолжение следует... Часть IV