«В росписях Микеланджело в Сикстинской капелле Ватикана, как в зеркале, отражается Вселенная». Это непросто красивая метафора, указывающая на вселенский характер изображённого. В ней присутствует один интересный эффект – «зеркальный»..
Созерцая звезды на ночном небе, мы видим «прошлое» Вселенной – «настоящее» скрыто от нас. И наоборот, рассматривая фрески Микеланджело, мы видим их «настоящее» состояние. «Прошлое» состояние, то которым впечатлялись современники Микеланджело, к сожалению, нам недоступно сегодня.
Многие годы проходят, прежде чем свет далёких звёзд «долетает» до нашей планеты. Возможно, и нет уже той звезды, которую мы видим сейчас на небосводе. Разумеется, мы можем попытаться спрогнозировать «настоящее» состояние Вселенной с помощью компьютерного моделирования. Но нет стопроцентной уверенности, что оно соответствует реальности.
Любуясь великим творением Микеланджело в Сикстинской капелле, мы понимаем, что видим не совсем то, что сотворил гений Высокого Возрождения и раннего барокко. И дело здесь не только в позднем «переписывании» отдельных фрагментов фресок. Как это произошло, например, в 1564 году, сразу после смерти великого мастера, когда по решению Конгрегации Трентийского Совета художник Даниеле да Вольтерра (кстати, искренний и ярый поклонник Микеланджело) «прикрыл» наготу некоторых персонажей росписи и полностью переписал позы двух фигур – святого Власия и святой Екатерины Александрийской. За долгие годы влияние окружающей среды, рукотворные и естественные утраты изменили облик фресок. Конечно, как и в случае с Вселенной, человечество пытается с помощью реставрации и работ по консервации сохранить бесценное произведение искусства. Но насколько это возможно, и какие при этом возникают проблемы?
Прежде чем ответить на этот вопрос – сначала о самой Сикстинской капелле.
К масштабному проектированию Сикстинской капеллы итальянский архитектор Баччо Понтелли (ок. 1450 – 1494 г.г.) приступил в 1473 году. Через два года началось строительство, а уже в 1483 году строительные работы были завершены, и состоялось торжественное открытие капеллы. Своим названием она обязана своему заказчику – римскому папе Сиксту IV делла Ровере (правление 1471 – 1484 г.г.).
На месте строительства ранее уже стояла «Cappella Magna» – храмовое оборонительное сооружение средневековья, предназначенное для проведения заседаний папского двора. Сикстинская капелла также должна была отвечать потребностям обороны от двух надвигающихся опасностей: владычества Флоренции, под управлением семьи Медичи, с которой папа был в постоянном конфликте, и турок Мухаммеда II, которые в те годы угрожали восточному побережью Италии. По мнению некоторых учёных, размеры и пропорции капеллы (40,23 метра в длину, 13,40 метра в ширину и 20,70 метра в высоту) соответствовали размерам великого храма Соломона в Иерусалиме, разрушенного римлянами в 70 году нашей эры.
Первоначально, по приглашению папы Сикста IV в 1481 году, оформлением интерьеров занимались известные флорентийские художники, такие как Боттичелли, Гирландайо, Козимо Росселли и Синьорелли, а также умбрийцы, такие как Перуджино и Пинтуриккьо. Основная тема оформления капеллы – эпизоды из жизни Моисея и Христа, задуманные как освободители человечества. В верхней части, на высоте окон в монохромных нишах, были размещены портреты первых пап, чтобы продемонстрировать преемственность полномочий Сикста IV со своими предшественниками. Потолок капеллы, как показывает сегодня знаменитый рисунок шестнадцатого века в галерее Уффици, был украшен художником Пьером Маттео да Амелия золотыми звёздами на синем фоне.
Затем, завершить художественное оформление внутри капеллы, настала очередь племянника Сикста IV, предприимчивого Джулиано делла Ровере, который стал папой римским с именем Юлий II (правление 1503 – 1513 г.г.). В рамках грандиозного обновления он вызвал в Рим Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564 г.г.), уже к тому времени известного во Флоренции скульптора, которому он ранее поручал другие задания.
Не без первоначальных разногласий по поводу предыдущих заказов и учёта того, что до этого художник не выполнял столь масштабных росписей (работал как скульптор), Микеланджело принял предложение Юлий II – расписать свод капеллы. Изначально предполагалось украсить свод изображениями апостолов и орнаментальным рисунком. Микеланджело усложнил задачу, предложив тему ветхозаветной истории человечества в период, предшествующий пришествию Христа.
Начавшаяся в 1508 году тяжёлая и напряжённая работа над фресками, стоившая автору немало здоровья, продлилась четыре года.
Основная повествовательная нагрузка была возложена на центральную часть свода, где размещены девять сцен из Книги Бытия, входящих в три больших цикла – Создание Небес и Земли (сцены: «Отделение света от тьмы», «Создание Солнца и планет», «Отделение суши от вод»), Адам и Ева (сцены: «Создание Адама», «Создание Евы», «Грехопадение и Изгнание из Рая») и История Ноя (сцены: «Жертвоприношение», «Всемирный Потоп», «Опьянение Ноя»). По периметру циклов расположены фигуры идеально сложенных обнажённых юношей («Ignudi»), красота их тел – символ величия Творца. Центральная часть свода обрамлена фигурами двенадцати мужчин и женщин – пророков и сивилл (прорицательниц). В люнетах над окнами капеллы представлены имена предков Христа, надписи сопровождены их изображениями. В треугольных пазухах сводов, изображено восемь групп людей, представляющих человечество и преемственность поколений, в разных позах ожидающих великого события Откровения – рождения Христа. Завершают роспись четыре сцены спасения в угловых распалубках свода, каждая иллюстрирует драматическую библейскую историю: Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Медный змий, Наказание Амана.
Для работы над фреской Микеланджело построил так называемые «летящие» леса – настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Такой тип лесов, позволял работать сразу по всей ширине свода. Так как леса опирались на крепления в стенах, не было необходимости в опорах на полу, что не препятствовало использованию капеллы. Согласно сообщению ученика и биографа Микеланджело Асканио Кондиви, ниже лесов был натянут экран из ткани, для предотвращения падения краски и раствора.
Почти на год (1510–1511) работы над росписью приостанавливались из-за нехватки денег в папской казне. Полностью роспись была завершена осенью 1512 года, а 31 октября того же года произошло торжественное открытие капеллы. В целом, римский папа остался доволен работой с оговоркой, что на потолке слишком мало синего и золотого цветов и фрески выглядят «бедно». На что Микеланджело ответил – на своде изображены святые люди, а они не были богатыми.
Спустя более двадцати лет, видимо желая прославить своё имя, римский папа Климент VII (правление 1523 – 1534 г.г.) призвал Микеланджело продолжить оформление Сикстинской капеллы – расписать алтарную стену, заменив ранние изображения XV и XVI веков. Но смерть папы в 1534 году помешала этому замыслу. Однако новый папа, Павел III (правление 1534 – 1549 г.г.), повторил заказ. Тема, представленная на этот раз, – «Страшный суд» – неизбежная судьба, нависшая над всеми людьми, где Бог является абсолютным арбитром. Микеланджело оставил привычное в иконографии разделение композиции на два мира, однако по-своему трактовал тему Страшного суда. Он построил крайне динамичное вращательное движение из массы хаотично переплетённых тел праведников и грешников, центром которого стал Христос-Судия.
Работы начались в 1536 году. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Таким образом, пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене.
Когда стена была готова для росписи, между Микеланджело и Себастьяно дель Пьомбо, помощником мастера, возник конфликт. Дель Пьомбо, полагая, что для шестидесятилетнего Микеланджело работа в технике чистой «настоящей» фрески «по сырому» («buon fresco») будет физически трудна, подготовил стену для росписи «по сухому» («fresco a secco»). Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в технике «fresco a secco», заявив, что расписывать стену «по сухому» занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано. Он настоял на том, чтобы стена была переделана под технику «buon fresco».
Дело в том, что при «настоящей» фресковой технике художник штукатурит и раскрашивает столько, сколько может выполнить за день – разделами, называемыми джорнатами («giornata» – в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат). При этом краска глубоко проникает во влажный поверхностный слой, что обеспечивает долговечность фрески и не позволяет красочному слою отслаиваться. Часто, на практике, обе техники дополняли друг друга – сначала делали «buon fresco», а после наносили уточнения в технике «fresco a secco».
Ещё одна задержка в работе на несколько месяцев произошла из-за приобретения необходимых красок, главным образом очень дорогой синей. Для её создания в те времена использовался минерал «Лазурит». Приготовление на его основе пигмента для синей краски – ультрамарина, было долгим и трудоёмким процессом.
Когда работы над фреской подходили к концу, Микеланджело упал с лесов, что также привело к приостановке работ над росписью. Для выздоровления ему потребовался целый месяц.
Фреска была завершена в 1541 году, её открытие состоялось в канун Дня Всех Святых. Интересное совпадение – в ту же ночь, только 29 лет назад, римскому папе Юлию II впервые были представлены фрески потолка капеллы, выполненные тем же Микеланджело.
Фреска «Страшный суд» вызвала ожесточённые споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениального художника. Микеланджело обвинили в том, что он отказался следовать Библейской истине, присовокупив к христианской тематике языческую мифологию. Обнажённая натура изображённых персонажей в капелле католического храма вызвала бурное негодование кардинала Каррафы, организовавшего цензурную кампанию с требованием уничтожения неприличной фрески. Тем не менее, авторитет Микеланджело был настолько велик, что пока он был жив, никто не посмел исправить его роспись.
Идея заменить фреску «Страшный суд» новой росписью неоднократно всплывала при понтификате Пия V, Григория XIII и Климента VIII. Однако никто из них так и не посмел полностью уничтожить картину, ограничиваясь лишь вуалированием отдельных фрагментов. В общей сложности было перекрашено около 40 фигур в технике «fresco a secco», когда изменения наносились по сухой штукатурке. Это значительно облегчило восстановление оригинальной работы Микеланджело во время последней реставрации капеллы, когда было принято решение удалить поздние правки, добавленные после 1600 года, оставив лишь изменения, внесённые в роспись Даниеле да Вольтерра.
Продолжение... Часть II