... продолжение, начало – часть I.
Несмотря на неоднозначное восприятие католическим миром фресок Микеланджело в Сикстинской капелле, Ватикан на протяжении пяти столетий прилагал немало усилий по сохранению уникальных росписей, причём далеко не всегда приносящих положительный результат.
Удаление пыли, грязи, свечной копоти и жировых наслоений с фресок Сикстинской капеллы имеет давнюю традицию. Начало ей положил римский папа Павел III. Спустя два года после того, как Микеланджело в последний раз коснулся кистью фрески «Страшный суд», своим указом от 26 октября 1543 года он назначил Франческо Амадори из Урбино (помощника великого художника) ответственным за чистку росписей.
Кроме очистки, почти сразу после завершения работ по оформлению интерьеров, возникли проблемы с самой конструкцией капеллы.
Одна из них была связана с потолком и, по-видимому, была вызвана протеканием воды с верхнего этажа. Около 1547 года Паоло Джовио писал, что потолок повреждается селитрой и трещинами, что вызывает выцветание красок. По утверждению Джанлуиджи Колалуччи (главного реставратора лаборатории «Paintings for Papal Monuments, Museums and Galleries»), предыдущие реставраторы решали эту проблему косметическими методами, применяя льняное или ореховое масло, делавшее кристаллический осадок более прозрачным.
Другая проблема заключалась в нестабильности грунта под капеллой. В результате в 1565 году, вследствие оседания, часть сцены «Жертвоприношение Ноя» осыпалась. Выяснилось также, что появилась опасность распадания всего здания на две части. По приказу папы Пия V (правление 1566 – 1572 г.г.) в 1566 году, для предотвращения этой угрозы, были сооружены внешние боковые контрфорсы (подпорки). Через два года итальянский художник и архитектор Доменико Карневали восстановил повреждённый фрагмент фрески, этот участок с течением времени сильно потемнел.
В 1625 году полную реставрацию свода капеллы провёл Симоне Ладжи («местный позолотчик»), который расчищал его, растирая хлебом и протирая льняными тряпками. Время от времени он прибегал к смачиванию хлеба, чтобы удалить более стойкие наслоения. В его отчёте говорится, что фрескам «была возвращена прежняя красота без нанесения вреда». По мнению Колалуччи «почти наверняка» Ладжи нанёс слои клеевого лака, чтобы оживить цвета, но не написал об этом в отчёте, исходя из интересов сохранения тайны ремесла реставраторов.
Ещё одна масштабная реставрация была проведена в 1710 – 1713 годах художником Аннибале Маццуоли и его сыном. Они использовали губки, смоченные греческим вином, пытаясь удалить наслоения копоти и грязи, застрявших в масляных отложениях предыдущей реставрации. Желая усилить контраст изображения, Маццуоли прибегли к перекрашиванию деталей. Также они перекрасили некоторые области, цвета которых были утеряны из-за выцветания солей. Области перекраски заштриховывались или закрашивались линейными мазками. При реставрации Маццуоли применяли много клеевого лака.
Взрыв арсенала в замке Святого Ангела, находящегося в километре от Сикстинской капеллы, в 1797 году (по некоторым источникам в 1795 г.) привёл к обрушению фрагмента неба в сцене «Всемирный Потоп», где, как свидетельствуют гравюры XVI века, была изображена молния. Фрагмент так и остался не восстановленным.
В 1897 году, под руководством художника Франческо Подести, полной очисткой росписей Сикстинской капеллы от пыльных наслоений занимался Луиджи Лаис. Подести советовал ему «в основном использовать пуховки и мягкую шерсть, где без этого нельзя обойтись, чтобы ни в коем случае не повредить красочный слой, покрытый тончайшей и прозрачной плёнкой и ставший твёрдым, как эмаль». Эта плёнка образовалась из слоёв льняного и орехового масел, которые прежде неоднократно наносились на фрески для повышения интенсивности цвета.
Предпоследняя реставрация была предпринята Лабораторией реставрации живописи и дерева Ватикана в 1935 – 1938 годах. Предметом этой работы было соединение некоторых областей «интонако» (итальянский термин, обозначающий последний тонкий слой штукатурки, на который наносится фреска) в восточной стороне здания и частичное удаление сажи и копоти.
Чрезмерное использование различных веществ и средств, в ходе реставрационных работ, впоследствии, по мнению многих специалистов, привело к потемнению красок и, как следствие, к искажённому представлению о Микеланджело как живописце.
По старой традиции каждый год в течение месяца команда реставраторов очищала фрески Сикстинской капеллы. Работы, как правило, проводились в вечернее и ночное время. После окончания последней большой реставрации, начавшейся в 1980 году, эта практика была отменена, так как существовало убеждение, что «глубокая реставрация» поможет сохранить фрески без помощи дальнейшего вмешательства. Но, с назначением Антонио Паолуччи директором Ватиканских музеев в 2007 году, план периодической чистки был восстановлен.
Интересный факт. Одна из самых больших проблем Сикстинской капеллы – влага и соль с человеческих тел, оседающие на росписях XV - XVI веков. Каждый из 25-ти тысяч дневных посетителей нагревает помещение как лампочка мощностью в 80 ватт.
Продолжение... Часть III