Публикация «PERSPICILLUM» 22(22) 09 декабря 2024 год

ОСЛЕПЛЁННЫЕ.
Часть II.

...окончание, начало – часть I.

В отличие от легенд, повествующих о лишении мастеров зрения, «ослепление» святых на фресках христианских храмов имеет фактологическое подтверждение. Во многих культурах «Око» является символом мудрости – «Око видит, Око знает». Лишение глаз чудотворцев, по мнению разрушителей, должно было показывать их слабость и никчёмность. Расхожее мнение, о причастности к таким актам вандализма только турок-османов (1299 – 1922 годы), верно лишь отчасти.

В своё время британская журналистка Грейс Мэри Эллисон (1880 – 1935 гг.) описала своё посещение сербского монастыря: «В Южной Сербии мне повсюду показывали прекрасные фрески без глаз – «злодеяния варвара-турка». Но я не могла в это поверить. Я бы могла понять, если бы турок разрушил статуи, как это сделал Кромвель, залил гипсом фрески, но чтобы он взобрался на высоту 7000 футов и маленьким ножичком... аккуратно вырезал глаза святым... просто невозможно! Он слишком ленив для этого!».

Святой Мученик
Святой Мученик. Фреска церкви Святой Троицы в монастыре Манасия (Ресава), Сербия. До 1418 года.

Исследуя эту проблему, этнограф Божидар Езерник (1951 г.р.), подводя итоги этнографических экспедиций, опубликованных в монографии «Дикая Европа. Балканы глазами западных путешественников», сделал неутешительный вывод – глаза святым выковыривали, в том числе, и сами сербы. О повреждениях на фресках в церквях в Боснии упоминает и историк-искусствовед Здравко Каймакович (1929 – 2009 гг.) – слепые соскабливали краску и уносили с собой для изготовления снадобий. На Балканах существовало поверье, что порошок, собранный с христианских реликвий, обладает целебными свойствами. В книге рецептов 1868 года «Домашний лекарь» приводится такое снадобье для лечения слепоты: «Взять три части белого камня, смешать с чистой водой. Смочить тряпку и делать примочки 3 раза в день. Тогда и выздоровеешь». Учитывая веру народа в чудодейственные свойства реликвий, такой «камень» можно было взять в храме, легендарном месте гибели святого. Особую целительную силу народная молва на Балканах приписывала писаным изображениям святых.

«Просвещённая» Европа тоже «отличилась» не в лучшую сторону. Знаменитая роспись «Тайная вечеря», созданная в 1495 – 1498 годы Великим итальянским художником и учёным Леонардо да Винчи (1452 – 1519 гг.) в трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, в конце XVIII века была искалечена вандалами – французскими солдатами.

Тайная вечеря
«Тайная вечеря», Леонардо да Винчи, 1495–1498 годы.

Французский император и полководец Наполеон I Бонапарт (1769 – 1821 гг.), захвативший в 1796 году Милан, после осмотра прославленной к тому времени росписи Леонардо, отдал приказ взять её под охрану. Но французские оккупационные войска использовали трапезную в качестве конюшни и склада сена, а солдаты, ослеплённые идеями революционного атеизма, бросали камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза. Позднее трапезную использовали в качестве тюрьмы.

И всё же «пальма первенства» в «ослеплении» ликов святых в христианских святынях принадлежит исламским религиозным фанатикам. Примеров множество. Это и раннехристианские росписи в церквях и пещерных храмовых комплексах III – XI веков н.э. в Каппадокии, фрески Картинного храма в разрушенной средневековой армянской столице Ани, росписи армянского Апостольского монастыря Всеспасителя, вблизи турецкого города Трабзон... Следы средневекового турецкого варварства можно увидеть и на фресках XV века в мужском монастыре Святого Иоанна Лампадиста, основанного ещё в XI веке и расположенного на Кипре к востоку от деревни Калопанайотис.

Фреска нартекса. Ослеплённые святые
Фреска нартекса. Ослеплённые святые (справа – Святой Христофор). Кипр, Калопанайотис. Монастырь Иоанна Лампадиста.

Проявление ксенофобии было вызвано не только верой в то, что лишение глаз приравнивалось к убийству образа святого – он переставал влиять на жизнь живых людей. Большую роль здесь сыграл строгий запрет – «харам» на изображение любых живых существ, в том числе и человека, в исламе.

Известный узбекский учёный и общественный деятель Фирдавс Фридунович Абдухаликов (1963 г.р.), в интервью изданию «КП» в 2023 году, так прокомментировал данную ситуацию: «В православной христианской традиции иконы играют важную роль не только как художественное выражение, но и как священный путь для общения с божественными силами и святыми. Иконы считаются окнами в духовный мир и символизируют присутствие святых... Изображение людей действительно было запрещено в исламе в ранние годы развития религии. Это связано с идеей избегания идолопоклонства и потенциального культа личности. Но самое интересное, что одно из 99 имён всевышнего Аллаха – «Мусаввир», или художник. А позже, примерно к середине VIII – началу IX века, возникло течение суфизм... Суфизм раскрывал в человеке глубинные качества души и сыграл большую роль в развитии эстетики, этики, литературы и искусства. С течением времени мусульманские правители, которые являлись сторонниками суфизма, разработали более толерантный подход к художественному искусству».

В последние годы акты «ослепления» произведений искусства практически исчезли. Пожалуй, одним из последних, такой акт был зафиксирован в 1978 году на персональной выставке в городе Баку заслуженного художника РФ Геннадия Васильевича Черноскутова (1933 – 2003 гг.). Вандал-националист выколол глаза на портрете выдающегося армянского художника, одного из основоположников национальной школы армянской живописи, народного художника СССР Мартироса Сергеевича Сарьяна (1880 – 1972 гг.) – «М. Сарьян. Портрет художника».

М. Сарьян. Портрет художника
«М. Сарьян. Портрет художника», заслуженный художник РФ Г.В. Черноскутов, 1976 г.

История создания портрета интересна и драматична. Геннадий Черноскутов написал портрет в 1976 году после трагической гибели (был сбит автомобилем) своего друга заслуженного художника Армянской ССР Минаса Карапетовича Аветисяна (1928 – 1975 гг.). Причины трагедии, произошедшей в 1975 году, несмотря на многочисленные расследования, так и не были установлены. Существует версия о причастности к этому делу служб госбезопасности. Многие полагают, что смерть художника была связана с желанием Мартироса Сарьяна видеть в нём своего преемника. В начале 1972 года, год смерти М. Сарьяна, при невыясненных обстоятельствах сгорела мастерская Минаса Аветисяна со всеми находившимися там картинами.

Минас Аветисян и Геннадий Черноскутов
Армения. Гарни. 1971 год. Минас Аветисян (слева) и Геннадий Черноскутов (справа).

Геннадий Черноскутов встречался с Мартиросом Сарьяном во время своей поездки в Армению весной 1971 года. Познакомил и организовал встречу с Великим мастером Минас Аветисян. О той незабываемой встрече Г.В. Черноскутов вспоминал: «Полдень. Дом Мартироса Сарьяна в Ереване. Мы вошли. У Сарьяна уже гости – Шаэн Хачатрян (директор музея Сарьяна) и художник Александр Григорян. Мартиросу Сарьяну 91. Глубокие морщины придают его лицу скульптурность, монументальность, оно подвижное, живое, одухотворённое. Говорили долго – о национальной культуре, об искусстве, о роли творца в духовной жизни нации. Минас много шутил. Радость дополняли краски дня и ощущение необыкновенного творческого восторга. Впечатления сильные, незабываемые!».

В доме у Сарьяна
Армения. Ереван. В доме у Сарьяна. 1971 год. Слева направо: Геннадий Черноскутов, Шаэн Хачатрян, Мартирос Сарьян, Александр Григорян.

Эпизод с «ослеплением» портрета М. Сарьяна вызвал у Геннадия Черноскутова смешанные чувства. По словам художника, с одной стороны, он испытал неприятное чувство утраты, с другой стороны – чувство значимости своей работы. Вандал-националист, сам того не желая, своим поступком обессмертил образ М.С. Сарьяна – причислил его к лику святых.

По возвращению в мастерскую портрет был восстановлен автором и сегодня находится в мемориальной мастерской художника.