Продолжение. Начало в предыдущей публикации.
В августе-сентябре 1987 года уличные художники Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), сами того не подозревая, стали уникальным инструментом исследования массового художественного вкуса, проведённого отделом социально-психологических исследований Государственного Русского музея рамках серии намеченных исследований по регистрации художественных интересов публики вне стен музея.
Исключительность ситуации для социолого-психологического анализа заключалась в том, что кроме анкет и интервью, в которых публика письменно или устно декларировала свой вкус, здесь был исследован, так сказать, параллельный изобразительный ряд – сами портреты, которые были заказаны и оплачены: люди продемонстрировали свой вкус в чистом виде без привнесённой магии известных имён. Что касается художников, связанных с клиентами цепочкой «заказ – работа – оплата», то, безусловно, все они вольно или невольно потрафляли массовому вкусу, эксплуатация которого только и могла принести на улице реальный доход.
Было опрошено 66 художников и 105 заказчиков. Анкеты для обеих групп были составлены симметрично – для того чтобы обе группы могли оценить друг друга. Сопоставление этих оценок и легло в основу исследования.
Художники отвечали на вопросы анкеты чрезвычайно доброжелательно. Главным мотивом своего выхода на улицу все они называли желание заработать, но вместе с тем подавляющее большинство отметили и такие причины, как «повышение профессионального мастерства», «практика», «живое дело», «общение с коллегами» и просто «интересно».
Образование у всех художников, за исключением шести человек, специальное художественное (среднее, незаконченное высшее, высшее). Половина — молодёжь в возрасте до 30 лет.
При рассмотрении демографических характеристик заказчиков, было обнаружено, что иногородние составляют 50% опрошенных. Две трети всех заказчиков – женщины; молодёжь – примерно 70%; половина – люди с высшим образованием.
По мнению художников, наличие спроса на их труд можно было объяснить тем, что клиент хотел увидеть себя в портрете глазами другого человека – отражённым, преломлённым, как в зеркале, в сознании иной личности. Но при этом в действительности заказчик ждал идеализации своих черт (несколько заказчиков заявили об этом весьма непосредственно: «я не фотогеничен», «чтобы не было видно веснушек» и так далее).
Уличные художники часто стараются использовать для достижения удовлетворяющего заказчика результата давно выработанные приёмы «одухотворения», «спиритуализации» облика (общая «возвышенно-классицизирующая» – понятая поверхностно и примитивно – ориентация, испытанные формальные стереотипы, вроде специфической акцентировки глаз, и проч.). Эти приёмы прекрасно освоены и используются рядом известных художников, сознательно сориентировавших свою работу на массовый вкус.
В связи с этим любопытным оказалось мнение уличных портретистов. Художники оценили вкус своих клиентов так: половина – преимущественно плохой, одна треть – разный, остальные – преимущественно хороший.
А что же думали заказчики по поводу приобретаемых ими портретов? Примерно 40% считали, что обретают произведение искусства, около 30% категорически отвергали такую мысль, и, соответственно, оставшиеся 30% не знали, что по этому поводу и думать. При этом профессиональный уровень художников 30% опрошенных заказчиков оценили как высокий и средний, остальные 70% вообще не решались вынести свой приговор.
По всей видимости, желание 53% заказчиков получить подпись художника на портрете можно было расценить как изначальную установку на приобщение к художественному процессу. Отмеченные нами выше 40%, получившие, по их мнению, произведение искусства, результатами этого приобщения были удовлетворены. Интересно, что несколько человек ответили, что приобретают портрет с подписью в надежде со временем иметь на руках художественную ценность.
Портретируемым задавались вопросы о мотивах позирования и о том, чем, на их взгляд, рукотворный портрет отличается от фотоснимка.
Большинство ответивших на эти вопросы сходились во мнении, что субъективное зрение и рука художника способны выявить суть их личности, отразить в портрете заострённые индивидуальные черты характера модели.
Здесь налицо было явное противоречие между высказанным и реально ожидаемым, так как «проявленная суть» устраивала далеко не каждого. Заказчик в большинство случаев ориентировался на художника, работающего в манере приглаженной, льстивой фотографичности. Клиента часто отталкивала оригинальность художников, работающих в заострённо-гротесковой манере или склонных к формальным экспериментам. Спрос на подобные работы был невысок.
Кстати, на вопрос об объёме работы ответили не все художники: 18 сообщили, что за день выполняют два-три портрета, 19 – пять-шесть, 8 человек – больше.
Рисование на улице – активное общение. Обе общающиеся стороны – и художники, и заказчики – были довольны. Считали выработанную форму и размер оплаты труда приемлемыми.
Исследователи пришли к заключению, что, по всей видимости, явление уличного портретирования имеет скорее характер социокультурного события. Выявляет различные проблемы общественной жизни и лежит довольно далеко от собственно художественного процесса. Подобная форма культурного общения вокруг искусства, отчасти разрушающая стену отчуждения, представляется необходимой для множества людей. Безусловно, полноценное восприятие изобразительного искусства – процесс сложный, требующий подготовки, эстетического развития, интуиции. Однако самый распространённый тип восприятия очень далёк от идеального. Зритель, перенося свойственные ему в жизни стереотипы на восприятие произведений искусств, ищет в них только «жизнеподобие», не усваивая специфики, условности языка. Такой тип художественного восприятия называют обыденно-ориентированным. Данные многих социально-психологических исследований, посвящённых построению шкалы предпочтений различных видов искусства, свидетельствуют о том, что изобразительное искусство занимает в таком ряду одно из последних мест, вследствие сложности своего языка.
Но в экспериментах с портретами, проведённых в своё время в ГРМ, результаты были несколько иными. Постоянная направленность внимания, интерес человека к человеку сформировали очень тонкие психические механизмы восприятия личности. И подобное, исключительное с психологической точки зрения, положение жанра портрета явилось одной из предпосылок популярности уличных художников.
В условиях расширяющейся в то время демократизации жизни феномен уличных художников возник вполне закономерно. В нем реализовался извечно существующий массовый вкус, обусловленный уже отмеченным обыденно-ориентированным типом художественного восприятия. Плохо это или хорошо? Исследователи сделали предположение, что воспитание подлинного вкуса должно основываться не на запретах и одномерной дидактичности, а на возможности выбора. Только таким способом, по их мнению, можно было снять привлекательный для массового зрителя покров значительности, сакральности с явлений, того не стоящих. К примеру, обаяние таинственных огромных глаз, глядящих на прохожих с бесчисленных «пятирублевых» уличных портретов, при таком подходе с неизбежностью будет девальвировано.