Публикация «PERSPICILLUM» 10(10) 09 июля 2024 год

«ДЕГЕНЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО»

Восемьдесят семь прошло с тех пор, как 19 июля 1937 года открыла свои двери знаменитая мюнхенская выставка «Дегенеративное искусство», устроенная тогдашними правителями Германии..

«Фюрер любит художников, ибо и сам он – художник»,— вещал тогда немецкий пропагандист Йозеф Геббельс.

Адольф Гитлер, «Мюнхенский оперный театр», 1914 г.
Адольф Гитлер, «Мюнхенский оперный театр», 1914 г.

Несостоявшийся живописец, Адольф Шикльгрубер (Гитлер), провалившийся на вступительных экзаменах в Венскую Академию художеств в 1907 году, и впрямь «любил искусство» и «боролся за его чистоту» – уже в 1925 году на страницах «Майн кампф», выступая против «болезненных извращений потерявших человеческий облик душевнобольных», против всякого «кубизма и дадаизма», он призывал государственное руководство «уберечь немецкий народ от разлагающего влияния».

Став «отцом нации», Гитлер не ослабил пристального внимания к искусству – он лично присутствовал на открытии мюнхенского «Дома германского искусства», ставшего символом «единения германского и эллинского духа». Несколькими годами позже вышел «оградительный» указ президента Имперской палаты изобразительных искусств, запрещающий «...изготовление, размножение и распространение произведений изобразительного искусства... противоречащих политическим и художественным принципам национал-социализма, изложенным в речи фюрера на церемонии открытия «Дома германского искусства». На следующий день имперский канцлер и глава НСДАП (Национал-социалистическая немецкая рабочая партия) лично открывает в здании мюнхенского Археологического музея выставку «чуждого народу искусства».

Дом немецкого искусства в Мюнхене
П.Л. Трост, «Дом немецкого искусства в Мюнхене», 1933–37 г.

К «позорному столбу» поставлены 730 произведений живописи, графики и скульптуры, изъятых специальной комиссией из двадцати пяти картинных галерей страны. Всего «вредным народу» было признано творчество ста двенадцати художников.

Начало агитационных выступлений относится к 1928 году. Они затрагивали все жанры искусства, однако раньше всего были направлены против новой архитектуры, как «большевизма чистейшей воды» (А.Ф. Зенгер). При этом их инициаторы часто опирались на конкурентные требования архитекторов, художников и ремесленных объединений.

Первыми центрами акции стали Мюнхен, Карлсруэ, Дрезден и Тюринген. В качестве главных действующих лиц в области архитектуры и изобразительного искусства совместно с фашистскими главарями Г. Тома-Шюлером и Г.А. Бюлером выступил живописец-архитектор П. Шульце-Наумбург и архитектор А.Ф. Зенгер. Уже в 1930-31 году нацистское правительство в Тюрингене впервые перешло к административным мерам, включавшим наряду с увольнениями и первый «бильдерштурм» («штурм картин») — нападение на музей в Веймаре, разрушение стенных росписей и т. д. Одновременно в Саксонии прокатилась волна спровоцированных нацистами «народных» акций, как выражение протеста «здорового народного восприятия».

Отъезд Макса Бекмана
«Отъезд» (1935 г.) Макса Бекмана был написан во времена нарастающего ужаса и неопределённости, когда Адольф Гитлер пришёл к власти в Германии.

Лишь КПГ (Коммунистическая партия Германии) оказала решительное сопротивление и солидаризировалась с преследуемыми. Впрочем, нацистская политика по отношению к искусству до определённого времени не была однозначной. И Геббельс и Геринг коллекционировали экспрессионистическое искусство до тех пор, пока оно не было категорично запрещено Гитлером.

С 1933 года террор усилился. Г.А. Бюлер организовал первую выставку «выродившегося искусства» — «Правительственное искусство 1918—1933» в Карлсруэ; за ней последовали выставки «Искусство, проникнутое ноябрьским духом, на службе деградации» в Штутгарте, «Культурбольшевизм» в Мангейме и др.

Образованное нацистскими властями «Имперское министерство народного просвещения и пропаганды» (Геббельс) систематизировало акции совместно с тайной государственной полицией (Гиммлер). В 1937-м по приказу Геббельса начался «бильдерштурм» немецких музеев. Вскоре после этого в Мюнхене одновременно с открытием сооружённого для нацистского искусства «Дома германского искусства» состоялась выставка «Дегенеративное искусство», на которой были подвергнуты поруганию конфискованные из музеев работы часто самого высокого качества. Непосредственными руководителями конфискации были живописец А. Циглер, искусствовед граф Бодессен и др. Было конфисковано почти 17 тысяч произведении скульптуры, живописи и графики всех ненатуралистических направлений, начиная с импрессионизма; множество стенных росписей, архитектурных скульптур и памятников было уничтожено.

Картины Макса Бекмана и Эмиля Нольде
Картины Макса Бекмана и Эмиля Нольде на выставке «Дегенеративное искусство», 1937 г.

Репрессивные меры были приняты против связанных с рабочим движением или близких к нему художников О. Дикса, Г. Эмзена, К. Феликсмюллера, Г. Гросса, Г. Грундига, Э. Хассе, Э. Гофмана, К. Кольвиц, В. Ламмерта, Ф. Мазереля, О. Нагеля, О. Панкока, Р. Шлихтера, Г. Цилле.

Репрессии также коснулись и таких художников, как Э. Барлах, М. Бекман, Р. Беллинг, Л. Коринт, Р. Гроссман, Э. Геккель, К. Хофер, Э.Л. Кирхнер, П. Клее, О. Кокошка, В. Лембрук, М. Либерман, А. Маке. Ф. Марк, Г. Маркс, П. Модерсон-Бекер, Э. Нольде, М. Пехштейн, Г. Пуррман. Х. Рольфс, Л. Фейнингер. К. Шмидт-Роттлуф. Р. Зинтенис, М. Слефогт, Л. Ури.

Не избежали репрессий и известные архитекторы В. Гропиус, О. Хэзлер, Л. Гильберзеймер, Х. Хопп, Э. Май, Э. Мендельсон, Л. Мис ван дер Роэ, М. Вагнер и др.

Почти все оклеветанные были с 1933 года уволены с занимаемых должностей (в том числе искусствоведы – М.Й. Фридлендер, Ф. Гартлауб, К.Г. Хейзе, Л. Йусти, Г. Кунце, Ф. Леффлер, М. Зауэрландт, Ф. Шрейбер-Вейганд, Э. Визе), некоторые брошены в концлагеря (такие как Г. Брузе, Г. Грундиг), убиты (Р. Леви, Ф. Шульце и др.) или были вынуждены эмигрировать.

В 1933 году после обвинений в «культурбольшевизме» в знак протеста, была вынуждена покинуть Прусскую Академию искусств известная немецкая художница Кете Кольвиц. Кроме того были конфискованы работы Ж. Брака, П. Гогена. В. Ван Гога, В. Кандинского, Л. Матисса, Э. Мунка, П. Пикассо, П. Сезанна, М. Шагала, Дж. Энсора и других зарубежных мастеров. В 1938 году был издан «Закон об изъятии произведений выродившегося искусства», который подготавливал дальнейшую конфискацию. Комиссия в составе живописца А. Циглера, графика Г. Швейтцера, торговца Х. Хаберштока и др. руководила продажей конфискованных произведений за границу в целях приобретения валюты для подготовки к предстоящей войне.

Обложки каталогов
Обложка каталога «Великая выставка немецкого искусства», 1937 г. (слева) и выставка Entartete Kunst (Дегенеративное искусство), обложка каталога, 1937 г. (справа).

Интересен тот факт, что популярность «позорных экспозиций выродившегося искусства» была гораздо выше официальных выставок. Немецкая еженедельная газета «Цайт» в послевоенной заметке отмечала, что в 1937 году по Германии началось «трагическое триумфальное шествие модернизма». Другое немецкое издание «Шпигель» приводит слова очевидца о том, что служители музеев вынуждены были подгонять задерживавшихся перед экспонатами посетителей, чтобы все желающие успели посмотреть экспозицию. Только в Мюнхене за несколько месяцев выставку «Дегенеративное искусство» посетило около двух миллионов человек. В тоже время «Дом германского искусства» привлёк втрое меньше посетителей. Из Мюнхена «позорная экспозиция» была перевезена в столицу рейха — Берлин, затем — в Дюссельдорф и во Франкфурт.

Перед входом на выставку «Дегенеративное искусство»
Перед входом на выставку «Дегенеративное искусство».

Вандализм редко бывает бескорыстным – на аукционе в Швейцарии (Люцерн) в 1939 году была продана небольшая подборка произведений «выродившихся» — 125 картин. «Преимущественно за твёрдую валюту», — добавляет «Шпигель».

«Очищение храма искусств» не обошлось и без очищающего пламени – 20 марта 1939 года около тысячи картин, около четырёх тысяч рисунков, акварелей и графических листов запылали в костре, сложенном во внутреннем дворе Главной пожарной команды имперской столицы.

Гитлеровский культурный террор вызвал глубокое возмущение мировой общественности. Так, в 1939 в Лондоне состоялась выставка «Немецкое искусство XX столетия», как мера протеста против выставки «Дегенеративное искусство» в Мюнхене. На лондонской выставке были представлены работы Макса Либермана, Луиса Коринта, Карла Хофера, Макса Бекмана, Эрвина Граумана и других оклеветанных нацистами художников. Акции протеста прошли по всему миру.

После войны в советской зоне оккупации уже в 1946 году все нацистские мероприятия в рамках акции «Выродившееся искусство» были признаны противозаконными и аннулированы. С того времени все ранее репрессированные лица были реабилитированы, в музеи были возвращены уцелевшие произведения.

В западной же зоне были признаны законными установленные в результате нацистских продаж отношения собственности; там музеи были вынуждены выкупать конфискованные работы.