Публикация «PERSPICILLUM» 2(02) 29 марта 2024 год

СПРАВОЧНИК АВАНГАРДИСТА

Авангард – слово французского происхождения (фр. avant-garde — передовой отряд). Первоначально относилось исключительно к военной терминологии и означало передовой отряд, выдвигающийся вперёд по движению войска.

В годы Французской революции это слово стало революционной метафорой и в 1794 году вошло в название якобинского журнала. С тех пор политический смысл начал вытеснять военный.

Художественный смысл термин получил в работах французских социалистических утопистов. В 1825 году основатель школы утопического социализма Анри Сен-Симон в своей статье «Художник, учёный и рабочий» ведущую роль отвёл художнику – именно он наделён воображением и должен воспользоваться силой искусства для пропаганды передовых идей. По заявлению Сен-Симона: «Это мы, художники, будем служить вам авангардом».

Эскиз к опере «Жизнь за царя». Владимир Татлин
Эскиз к опере «Жизнь за царя». Владимир Татлин. 1913 г.

Авангардизм – обобщающее название течений в мировом, прежде всего в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков. В России и СССР авангардизм получил развитие в 1900-е – 1930-е годы и оформился в отдельное направление – русский авангард. Родоначальником термина «русский авангард» считается художник и критик Александр Бенуа, который с долей иронии весной 1910 года разделил всех живописцев, участвовавших в выставке «Союза русских художников», на авангард, центр и арьергард. Наивысшего расцвета русский авангард достиг в послереволюционный период 1917—1932 гг.

В первой половине XX века Мир менялся с невероятной скоростью. Ломалось и перерождалось буквально все. Открывались новые законы физики, формировалась теория психоанализа. В жизнь человека стремительно входили невиданные ранее вещи: автомобили, телефоны, радио, электричество, самолёты. Расстояние между людьми стремительно сокращалось, а мир насыщался информацией.

Не осталась в стороне и культура, и здесь Россия была на острие прогресса. Манифест Малевича провозгласил «новый живописный реализм» – чистое, беспредметное искусство, система Станиславского перевернула понимание того, как надо играть на сцене, Русские сезоны Дягилева покорили Европу, Стравинский сломал представления о симфонической музыке, а Чехов радикально изменил принципы драматургии.

Дягилев. Русские сезоны
Дягилев. Русские сезоны в Париже.

Художественные группы и объединения русского авангарда.

Колоссальные социальные и политические перемены начала XX века в России были не только днями, «потрясшими мир», они потрясли и внутренние миры художников.

Авангард — это, прежде всего, концепция и идея. Главным отличительным признаком авангардистов считалось максимально громкое и эпатажное разрушение привычных норм и устоев. В советском искусстве громыхали жестокие споры, максимализм был едва ли не нормой любой художественной программы, декларации, манифеста. Противников не щадили и даже не всегда старались понимать. В сообществе авангардистов бушевали нешуточные страсти. Например, Татлин был убеждён, что Малевич крадёт его задумки, и потому наглухо задёргивал шторы в мастерской. Дошло даже до того, что Татлин раздал своим ученикам топоры и приказал в случае чего отбиваться до последнего — крушить работы, если Малевич ворвётся в помещение. Малевич, в свою очередь, сам опасался воровства идей со стороны Татлина.

Нелёгкой была и материальная жизнь авангардистов. Даже те, кто ожидал революцию с радостью и надеждой, не просто входили в её суровую, трудную реальность. Воображение художников вступало в болезненное соприкосновение с исторической конкретикой.

«Выжить» в одиночку в такой обстановке было весьма непростой задачей. Авангардное движение в России и СССР насчитывало несколько десятков, а может быть и сотню, различных школ, групп и объединений.

Вот лишь некоторые из них:

«Мир искусства» – организован в 1898 г. Инициаторами создания «Мира искусства» стали участники кружка студенческой молодёжи, в который входили А.Н. Бенуа, С.П. Дягилев, К.А. Сомов, Д.В. Философов, В.Ф. Нувель, Л.С. Розенберг (Бакст), Е.Е. Лансере.

Началом творческой деятельности «Мира искусства» стала «Выставка русских и финских художников» в Петербурге. Своего рода «декларацией» общества стали программные статьи С.П. Дягилева, опубликованные в журнале «Мир искусства» («Сложные вопросы», «Наш мнимый упадок», «Вечная борьба», «Поиски красоты», «Основы художественной оценки»).

«Классический» период деятельности «Мира искусства» – 1898–1904 г.г. За это время было организовано шесть выставок. Шестая выставка явилась попыткой С.П. Дягилева предотвратить активно происходившее размежевание творческих сил внутри «Мира искусства» – уже в 1901 г. из общества уходит ряд московских художников и организуют «Выставку 36 художников».

С 1904 по 1910 год «Мир искусства» как художественное объединение не существовал. Однако в 1907 году начались «Русские сезоны» в Париже, организованные по инициативе С.П. Дягилева. К осуществлению постановок были привлечены многие художники из «Мира искусства».

В 1910 году после статьи А.Н. Бенуа в газете «Речь», где содержалась критика ведущих живописцев «Союза русских художников», деятельность «Мира искусства» возобновляется. Общество воссоздаётся под председательством Н.К. Рериха. Состав общества значительно пополнили молодые творческие силы (К.С. Петров-Водкин, А.Е. Карев, Н.И. Альтман, В.Е. Татлин, М.С. Сарьян и другие). Но былого единства уже не было. Со временем «Мир искусства» становится все более чисто выставочным объединением.

В 1917 году председателем общества становится И.Я. Билибин. В том же году в общество вливается часть художников, входивших в состав «Бубнового валета» (период деятельности – 1911–1917 г.г.). Последняя выставка, проходившая под вывеской «Мира искусства», состоялась в 1927 году в Париже, на ней экспонировались произведения 14 художников.

В 1920-е годы значительная часть художников «Мира искусства» входила в состав объединений «Жар-цвет» (организован в 1924 г.) и «4 искусства» (организовано в 1925 г.).

Групповой портрет художников общества Мир искусства
Эскиз картины «Групповой портрет художников общества «Мир искусства». Кустодиев Б.М. 1920 г.

«Союз молодёжи» – организован в 1910 году, тогда же был принят Устав общества. На шести самостоятельных выставках общества экспонировали свои произведения, по существу, все крупные мастера «русского авангарда» – Казимир Малевич, Владимир Татлин, Павел Филонов, Александр Экстер, Марк Шагал, Михаил Матюшин, Иван Пуни и другие.

Общество объединяло более 30 членов, кроме того, в выставках «Союза молодёжи» участвовало немало художников в качестве экспонентов. В числе последних, в частности, московские живописцы из объединения «Ослиный хвост» (под названием «Ослиный хвост» в 1911–1912 выступала группа художников, примкнувших к М.Ф. Ларионову).

Первые выставки состоялись в 1910 году (в Петербурге, в Риге), затем в 1911 году (в Петербурге), в 1912 году (в Петербурге, в Москве совместно с «Ослиным хвостом», в Петербурге с участием Натальи Гончаровой), в 1914 году (в Петербурге).

В 1913 в «Союз молодёжи» вливается литературная секция «Гилея» (на правах Федерации), в которую входили В.В. Маяковский, В.В. Хлебников, Е.Г. Гуро, А.Е. Крученых и другие. В этом же году в Луна-парке Санкт-Петербурга состоялась премьера русской футуристической оперы «Победа над солнцем» (музыка М.В. Матюшина, либретто А.Е. Крученых и В.В. Хлебникова, декорации К.С. Малевича и И.С. Школьника). В журнале «Союз молодёжи» был опубликован манифест общества, автором которого была О.В. Розанова (в 1912 и 1913 годах вышло три выпуска журнала – последний совместно с «Гилеей»). Председателем общества на тот момент был коллекционер и меценат Л.И. Жевержеев.

В 1917 году «Союз молодёжи» стремится возобновить свою деятельность.

Первый нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский вспоминает об украшении Петрограда 1 мая 1918 года: «Многие площади и улицы города разубраны, местами с большим вкусом, делающим честь художникам-организаторам. Плакаты. Конечно, я совершенно убеждён, что на плакаты будут нарекания. Ведь это так легко – ругать футуристов. По существу же от кубизма и футуризма остались только чёткость и мощность общей формы да яркоцветность, столь необходимые для живописи под открытым небом, рассчитанной на гиганта-зрителя о сотнях тысяч голов. И с каким восторгом художественная молодёжь отдалась своей задаче! Многие, не разгибая спины, работали по 14 – 15 часов над огромными холстами. И написав великана-крестьянина или великана-рабочего, выводили потом чёткие буквы: «Не отдадим Красного Петрограда» или «Вся власть Советам». Тут, несомненно, произошло слияние молодых исканий и исканий толпы».

Под «вывеской» общества члены «Союза молодёжи» участвуют в «Первой государственной свободной выставке произведений искусства» (1919 г., Петроград).

В начале 1920-х годов часть бывших членов «Союза молодёжи» во главе с В.Е. Татлиным организуют «Объединение новейших течений» (1921 г., сюда входили молодые художники, в том числе В.В. Лебедев, Н.Ф. Лапшин и другие), что являлось попыткой объединить «левых» художников Петрограда. В 1922 году в Музее живописной культуры открылась выставка «Объединения новых течений». В 1923 центральная группа «Объединения новейших течений» участвует в «Выставке картин художников Петрограда всех направлений за пятилетний период деятельности. 1918–1923».

Работать надо, винтовка рядом
Плакат «Работать надо, винтовка рядом». Владимир Лебедев. 1920 г.

«АХРР» – Ассоциация художников революционной России. Основана в Москве и Петрограде в 1922 году. Были созданы филиалы и в других городах страны. В 1928 г. переименована в АХР – Ассоциацию художников революции.

Толчком к созданию объединения стала 47-я передвижная выставка картин, открывшаяся в 1922 г. в Доме работников просвещения и искусств (Москва). В каталоге выставки была опубликована декларация Товарищества передвижных выставок. Вокруг Товарищества к тому времени сплотилась творческая молодёжь, решившая организовать собственное объединение. В числе инициаторов создания объединения были А.В. Григорьев, П.А. Радимов, Е.А. Кацман, Н.Г. Котов, В.В. Журавлев, П.Ю. Киселис, А.Н. Скачко, Г.Н. Суханов, С.В. Малютин, П.М. Шухмин, Б.Н. Яковлев.

Количественный состав АХРР–АХР не был постоянным и мог колебаться от 300 до 80 членов и экспонентов. В первом президиуме председателем АХРР был избран П.А. Радимов, заместителем председателя – А.В. Григорьев, секретарём – Е.А. Кацман. В 1923 году председателем АХРР становится А.В. Григорьев. В 1924 – организуется издательская часть Ассоциации (под руководством В.Н. Перельмана), производственное бюро (руководитель А.А. Вольтер), в 1925 – информационное бюро, Центральное бюро филиалов АХРР.

Петроградский (Ленинградский) филиал АХРР имел самостоятельную декларацию, работы его членов наряду с очередными выставками АХРР–АХР были показаны на выставке картин в Ленинграде в 1924 г. в залах Общества поощрения художников и в 1928—1929 годах на выставке «Современные ленинградские художественные группировки».

Первой выставкой АХРР считается «Выставка картин художников реалистического направления в помощь голодающим» (1922 г., Москва). В том же году состоялось ещё две выставки объединения – «Выставка этюдов, эскизов, рисунков и графики из жизни и быта Красной армии» (Москва, в каталоге опубликована декларация АХРР) и «Выставка картин, этюдов, эскизов, графики и скульптуры «Жизнь и быт рабочих» (Москва). За ними последовал целый ряд московских выставок: «Красная Армия. 1918—1923», «Уголок им. В.И. Ульянова-Ленина», «Революция, быт и труд», «Жизнь и быт народов СССР», «Выставка эскизов, этюдов и скульптуры художников Московской организации АХРР», «К десятилетнему юбилею Октябрьской революции» (в каталоге публикуется декларация АХРР), «К десятилетию РККА» (к участию в выставке привлечены художники из других объединений, публикуется декларация АХРР).

В 1928 году открывается первая выставка объединения молодёжи АХРР (ОМАХРР). Тогда же состоялся Первый съезд АХРР, принявший новую декларацию и внёсший изменение в название объединения. В том же году АХРР были организованы ещё две передвижные выставки для рабочих клубов Москвы, а в 1929 состоялись две выставки ОМАХР (одна из них представляла работу текстильной секции) и «Выставка художников АХР» в Кельне на художественно-промышленной выставке.

Последней в ряду периодических выставок АХР стала одиннадцатая выставка (1929 г., Москва). Разделы выставки, кроме живописи, скульптуры и графики, включали декоративное искусство, полиграфию и текстиль. В каталоге была опубликована декларация АХР и декларация ОХС (Общество художников-самоучек).

Впоследствии художники АХРР–АХР принимали участие в различных тематических выставках, в частности – «Живописи, рисунка, кино-фото, полиграфии и скульптуры на тему «Жизнь и быт детей Советского Союза» (1929), «Первой передвижной выставке» (1929), «Красная Армия в советском искусстве», «Выставке произведений революционной и советской тематики» (1930) и т. д.

В 1930 году в восьмом номере журнала «Искусство в массы» был напечатан характерный для того времени призыв:

«ХУДОЖНИКИ РЕВОЛЮЦИИ, БОРИТЕСЬ ЗА ПРОМФИНПЛАН! Художники революции, все на заводы и фабрики для великого исторического дела – активного участия в выполнении пятилетнего плана! Оформляйте стенгазеты, доски по соцсоревнованию, красные уголки, рисуйте портреты героев борьбы за промфинплан, бичуйте в карикатурах стенгазеты лодырей, рвачей, прогульщиков, летунов, бичуйте бюрократизм, выявляйте вредительство! Художники революции, для проведения всей этой работы разворачивайте соцсоревнование между собой в высших его формах и фазах (сквозные бригады, общественный буксир и т. д.), объявите себя ударниками, вливайтесь в бригады, организуемые профорганизациями, ликвидируйте отставание всего изофронта от общего фронта борьбы за социализм! Боритесь за пятилетку в четыре года!».

Сталелитейный завод
«Сталелитейный завод». Николай Дормидонтов. 1932 г.

Перечисленные выше группы и объединения лишь малая часть грандиозного явления мировой культуры под названием «Русский авангард».

23 апреля 1932 года вышло Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций».

В нём ЦК ВКП(б) постановляет:
1) ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП);
2) объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нём;
3) провести аналогичное изменение по линии других видов искусства (объединение музыкантов, композиторов, художников, архитекторов и т.п. организаций);
4) поручить Оргбюро разработать практические меры по проведению этого решения.

«Эпоха» русского авангарда подходила к концу...