ФЕВРАЛЬ 2024

Выставочный проект «Perspicillum» получил продолжение в новом качестве. В феврале 2023 года в выставочном пространстве ВТЗ состоялась презентация выставки заслуженного художника РФ Геннадия Черноскутова «Вьетнамский дневник». Год спустя в феврале 2024 года на её основе в Волжском выставочном зале открылась выставка «Из дальних странствий возвратясь». Подробно об этом событии рассказывает статья в Волгоградской областной культурно-просветительской газете «Грани культуры» (февраль 2024 г. № 4 (333)).

От ХАНОЯ до ЛОНДОНА

В Волжском открылась выставка Геннадия Черноскутова

Как рождается картина? Каким образом впечатления, размышления, эмоции художника переплавляются в кусочек холста, покрытый красками, глядя на который незнакомые люди улыбаются или печалятся, удивляются или мечтают? Испытывают целую гамму чувств, ведя диалог с художником. Даже когда он уже покинул наш мир...

Об этом – выставка «Из дальних странствий возвратясь», открывшаяся в выставочном зале Волжского, Из богатейшего творческого наследия заслуженного художника РСФСР Геннадия Черноскутова (1933–2003) выбраны произведения, посвященные путешествиям мастера.

Живописцы, прихватите с собой шпатель...

Геннадий Васильевич Черноскутов – знаковая фигура в истории Волжского. Выпускник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. Мухиной, автор многочисленных произведений монументального искусства.
За годы работы в городе-спутнике им созданы фрески, росписи, витражи, мозаичные и рельефные панно для учреждений культуры, детских садов, больниц, магазинов, вокзала и кинотеатров. Фриз на крыше ЦКиИ «Октябрь», панно на улице Сталинградской и над входом во Дворец молодежи «Юность», мозаики на торцах тысячеквартирного дома и многое другое.
Работы Г. В. Черноскутова наряду с произведениями его коллег-монументалистов П. Л. Майкова, Н. Ф. Барохи создали своеобразный, неповторимый облик заволжского города. Кроме того, Черноскутов, видимо, был человеком большого общественного темперамента. В середине восьмидесятых он дважды избирался депутатом горсовета. Тогда-то и выступил с инициативой создать в Волжском выставочный зал. В ту пору в городе-спутнике был лишь один музей – краеведческий.
– Художники и другие творческие люди горячо поддержали идею, – вспомнил на вернисаже живописец Владимир Родионов. – Приходили после работы, брали шпатели, мастерки и помогали в ремонте помещения. Бескорыстно, как говорится, по зову сердца. Новая культурная площадка открылась 2 февраля 1989 года. Так что совсем недавно выставочный зал, с 2008 года носящий имя Черноскутова, отметил своё 35-летие.

Открытие выставки
Открытие выставки «Из дальних странствий возвратясь». 16 февраля 2024 г.

«Дети атакуют: «Ленин», «Ленин»

А еще Геннадий Васильевич любил путешествовать по городам СССР Совершил несколько зарубежных поездок. В 1968 году – по странам Европы, в 1973-м – в составе делегации общества Дружбы народов СССР побывал в США. Весной 1978-го по линии Комитета защиты мира посетил Социалистическую Республику Вьетнам. «Вьетнам произвел на меня огромное впечатление. Пожалуй, впервые я с большим желанием занимался обработкой того материала, тех впечатлений, которые вывез из этой поездки, – записал художник в своем дневнике, – Говорю «впервые» потому, что достаточно много видел стран в Европе, видел Америку, но не вывез, видимо, того огня, который пробуждает неодолимую страсть к работе».
– Отец тогда на год заперся в мастерской, отказался от монументальных проектов и создал свою знаменитую вьетнамскую серию, – говорит сын мастера, известный дизайнер Олег Черноскутов.

Картины этой серии вошли в персональную выставку, показанную во всех крупных городах СССР, разошлись по фондам музеев и частным коллекциям. А много лет спустя в мастерской художника случилась удивительная находка.
– Года полтора назад, в очередной раз разбирая архивы отца, мы обнаружили небольшой блокнот, который он брал с собой во Вьетнам, что-то вроде дневника: путевые заметки, наброски, – продолжает рассказ Олег Геннадьевич. – И нам пришла идея познакомить зрителей с творческой «кухней» художника, показать процесс создания художественного произведения: от первых впечатлений, записей, эскизов до живописных картин. Нам удалось ее реализовать: в 2023 году. Выставка «Вьетнамский дневник» состоялась в выставочном пространстве Волжского трубного завода в рамках просветительского проекта Perspicillum.
«Вьетнамский дневник» – основа нынешней экспозиции. Увеличенные и распечатанные фрагменты записей из «походного» блокнота, наброски и эскизы дополнены живописными и графическими произведениями.

Открытие выставки
Эмоции посетителей выставки.

Открывая для себя новую страну, Геннадий Васильевич пишет о разном. Об экзотических растениях. О том, что «увидел наконец Южный Крест». О том, что «на десерт подавали ананас», А рядом – картины. Диковинные деревья («Тропические исполины». «Красная земля Тонкина»), Большая гроздь бананов, словно раскрытая многопалая ладонь («Бананы»). Пишет о море: то «сером», то «прозрачном», то «зеленовато-голубом». Море на картине «Пляжи Дананга» синее и бездонное, а песок бархатный и, чувствуется, горячий.
Но больше всего путешественник Черноскутов пишет о людях: «Времена у них те, что в России в 20-х годах... Маленькие, худенькие. Но довольно весёлые. Особенно дети»; «Экскурсия по городу. Дети буквально атакуют: «Ленин», «Ленин» (это значит: «Дай значок!»)». Художник Черноскутов с доброй любознательностью вглядывается в их лица («Вьетнамская крестьянка») и силуэты с характерными островерхими шляпами («На улицах Ханоя»), Стремится передать ритм тяжёлого крестьянского труда («На рисовых полях»).

«Рисовые поля. Всюду люди по колено в воде, грязи: что-то рвут, что-то копают... Пашут на буйволах. И рядом мощные японские машины», – читаем тут же в записной книжке.
Много картин, написанных в авторской технике (оргалит, песок, темпера). Яркие краски, чистые цвета. Есть и графические работы («Велосипедистки», «Дети Вьетнама», «Вьетнамские красавицы»). Невероятно интересны рисунки, эскизы. Можно читать и смотреть. Сравнивать. Размышлять. Словом, эта выставка – своеобразное путешествие не только в экзотический Вьетнам, но и в страну, куда более загадочную для большинства из нас, – творческий мир художника.
Дополняют экспозицию пейзажи других частей света: Тауэрский мост, «Мулен Руж». Самая ранняя из представленных работ – «Памир» – создана в 1960 году во время первого путешествия художника. А картина «Лондон» экспонируется впервые за 40 лет. Ее предоставили на время из частной коллекции.
Выставка «Из дальних странствий возвратясь» открыта до 17 марта. Действует «Пушкинская карта».

Ирина БЕРНОВСКАЯ